И. Туманов

ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ

ПРОФСОЮЗОВ

В ценнейшем для пролетариата и трудящихся всего мира учении В. И. Ленина о тактике и стратегии пролетариата и его партии в эпоху импе
риализма и диктатуры пролетариата видное место занимает учение о роли и задачах профсоюзов, как самой массовой организации рабочего класса, как приводного ремня от партии к массам, как «школы коммунизма, школы управления, школы хозяйничанья».
Начиная с борьбы против контрреволюционной, меньшевистской теории «нейтральности» и «не
зависимости» профсоюзов от партии и кончая борьбой против троцкистских, бухаринских и шляпниковских анархо-синдикалистских «теорий», В. И. Ленин создал непревзойденную теорию о роли и задачах профсоюзов. Эта теория указы
вала на необходимость борьбы на два фронта в допросах профдвижения, против тред-юнионизма
и узкой цеховщины, с одной стороны, и против анархо-синдикализма, с другой стороны.
По этому ленинскому пути партия Ленина и направляет работу советских профсоюзов на протяжении десяти лет после смерти Ленина.
XVI съезд партки является t историческим, в жизни советских профсоюзов, так как этот съезд на основе учения Ленина определил задачи профсоюзов в реконструктивный период, в период развернутого социалистического строительства.
Как основную политическую задачу советских профсоюзов XVI съезд партии определил дальней
шую непримиримую борьбу с правооппортунистичеокими тред-юнионистскими тенденциями, одновременно не ослабляя борьбы и против анархо-синдикализма.
Было бы, разумеется, неверно рассматривать политические «установки» и практическую дея
тельность правооппортунистического руководства профсоюзов обособленно от линии и борьбы пра
вых оппортунистов против ленинской партии во всех областях партийного и советского строитель
ства. Вся деятельность правых во главе с Томским в профсоюзах являлась частью общей концепции их антипартийных, антиленинских взглядов, не
понимания соотношения классовых сил в стране, однобокой оценки нэпа только как отступления. Отсюда, из этой общей правооппортунистической концепции взглядов, и проистекала «теория» и практика правооппортунистагческого руководства в профсоюзах. Отсюда и игнорирование правыми ленинского учения о профсоюзах, попытка оторвать профсоюзы от влияния и руководства партии, создание своих правооппортунистических
«теории» о роли и задачах профсоюзов. Отсюда и отрицание производственных задач профсоюзов, т. е. непосредственного участия профсоюзных организаций в социалистическом строительстве, отсюда меньшевистская теория я практика уравниловки в зарплате, отсюда отрыв «защитных» фун
кций профсоюзов от производственных функций, отсюда насаждение голого аполитичного культур
ничества в профсоюзах вместо политически заостренной культурно-воспитательной работы, отсюда недооценка роли производственных союзов.
«Производительность труда, — учил В. И. Ленин, — это, в конечном счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя».
Какие же условия необходимы для повышения производительности труда?
«Подъем производительности труда, — указывал Владимир Ильич, — требует, прежде всего, обес
печения материальной базы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машине* строения, химической промышленности...
Другим условием повышения производительности труда является, во-первых, образовательный и культурный подъем масс населения... Во-вторых, условием экономического подъема является и по
вышение дисциплины трудящихся, умения работать, скорости, интенсивности труда, лучшая его организация...».
Нужно ли доказывать, что мобилизация широких масс рабочих на выполнение этих задач, воспитание в рабочем классе нового социалистического отношения к труду является важнейшей обя
занностью профсоюзов? Ведь в этом именно и Кроется сущность ленинского учения о роли профсоюзов в эпоху диктатуры пролетариата.
Правые оппортунисты по-иному рассматривали эту историческую задачу, поставленную Лениным, по-иному расценивали роль профсоюзов в выпол
нении этой задачи. Особенно правооппортунистнческая природа старого руководства профсоюзов сказалась в тот момент, когда ленинская партия наметила первый грандиозный пятилетний план социалистического строительства, когда в рядах ра
бочего класса стали проявляться первые ростки нового социалистического отношения к труду и производству, когда начало развертываться социа
листическое соревнование и ударничество. Вместо того, чтобы по-большевистски возглавить социалистическое соревнование и ударничество, правые оппортунисты создали свою «теорию» о том, что соцсоревнование — не дело профсоюзов, что никак нельзя совместить хозрасчет с заботой о нуж
Ленин —гравюра резцом. Худ. А. Троицкий