...С точки зрения внутреннего положения СССР отчетный период представляет картину все более развертывающегося подъ
ема как в области народного хозяйства, так и в области культуры.
Под ем этот был не только простым количественным накоплением сил. Под ем этот замечателен тем, что он внес прин
ципиальные изменения в структуру СССР и коренным образом изменил лицо страны.
СССР за этот период преобразился в корне, сбросив с себя обличив отсталости и средневековья. Из страны аграрной он стал страной индустриальной. Из страны мелкого, единоличного сельского хозяй

ства он стал страной коллективного, крупного, механизированного сельского хозяй

ства. Из страны темной, неграмотной и и некультурной он стал — вернее, стано
вится—страной грамотной и культурной, покрытой громадной сетью высших, средних и низших школ, действующих на языках национальностей СССР.
...Изменился облик наших крупных городов и промышленных центров. Неизбежным признаком крупных городов бур
жуазных стран являются трущобы, так называемые рабочие кварталы на окраинах города, представляющие груду темных, сырых, большей частью подваль
ных, полуразрушенных помещений, где обычно ютится неимущий люд, копошась в грязи, проклиная судьбу. Революция в СССР привела к тому, что эти трущобы исчезли у нас. Они заменены вновь отстроенными хорошими и светлыми рабо
чими кварталами, причем во многих случаях рабочие кварталы выглядят у нас лучше, чем центры города.
Еще больше изменился облик деревни. Старая деревня с ее церковью на самом видном месте, с ее лучшими домами урядника, попа, кулака на первом плане, с ее полуразваленными избами крестьян
на заднем плане начинает исчезать. На ее место выступает новая деревня с ее общественно-хозяйственными постройка
ми, с ее клубами, радио, кино, школами, библиотеками и яслями, с ее тракторами, комбайнами, молотилками, автомобилями.
Исчезли старые знатные фигуры кулакаэксплоататора, ростовщика-кровососа, купца-спекулянта, батюшки-урядника. Те
перь знатными людьми являются деятели нолхозов и совхозов, школ и клубов, старшие трактористы да комбайнеры, бригадиры по полеводству и животноводст
ву, лучшие ударники и ударницы колхозных полей.
Исчезает противоположность между городом и деревней. Город перестает быть в глазах крестьян центром их эксплоатации. Все крепче становятся нити хозяйственной и культурной смычки ме
жду городом и деревней. Бт города н его промышленности деревня получает теперь помощь тракторами, сельхозмашинами, автомобилями, людьми, сред

ствами. Да и сама деревня имеет теперь свою промышленность в виде машинно

промышленных предприятий, колхозов, небольших электростанций и т. п. Культурная пропасть между городом и деревней заполняется.
ИЗ ОТЧЕТНОГО ДОКЛАДА тов. И. В. СТАЛИНА О РАБОТЕ ЦК ВКП(б).

И. В. СТАЛИН