А. И. СТЕЦКИЙ

...Сейчас, на данном этапе, перед нами особенно четко выявляется воспитательная сторона пролетарской диктатуры. Самый трудный этап остался по
зади. Классовый враг разгромлен. Нам еще нужно его бить и добивать. Но перед нами стоит во всем объеме задача преодоления пережитков капитализма не только в экономике, но и в сознании людей. Это значит, что во-спитательигая работа, воспитательная сторона диктатуры пролетариата, о которой говорил тов. Сталин, — она сейчас особо выдвигается.
...Мы должны себе отдать полный отчет в том, что, собственно говоря, происходит. Надо со всей отчетливостью и глубиной осознать, что план второй пятилетки означает, что мы заканчиваем вто
рую труднейшую задачу, которая стояла перед пролетариатом. Первая задача заключалась в том, чтобы захватить власть, чтобы завоевать диктатуру пролетариата. Вторая задача — не менее, а по
жалуй более сложная — состояла в том, чтобы осуществить переход от капитализма к социализму.
И вот, во второй пятилетке, в годы, которые нам остаются—1934, 1935, 1936 н 1937, мы заканчиваем и решаем вторую задачу пролетариата, задачу всемирно-исторического значения, — мы заканчиваем переходный период.
...В работах тов. Сталина для всех нас, для всех пролетариев и трудящихся всех стран дана самая глубокая теория и сконцентрированы самые глубокие уроки и указания того, как нужно строить бесклассовое общество. Эта теория и эти ука
зания проверены практикой гтраядиозяой социали
стической стройки, которой конкретно и по-боевому руководил и руководит тов. Сталин повседневно И ежечасно. И в этом особое величие того огром
ного теоретического вклада, который он сделал в сокровищницу марксизма.
ИЗ РЕЧИ тов. А. И. СТЕЦКОГО В ПРЕНИЯХ ПО ДОКЛАДУ тов. КАГАНОВИЧА ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ

А. С. БУБНОВ

... Те успехи на фронте культурной революции, которые были одержаны нами в период между двумя съездами, были бы крайне затруднены, если бы не были разгромлены различные буржуазные реакционные теорийки о культурном строительстве в государстве пролетарской диктатуры, враждебные существу ленинского учения о культуре.
Ленинская теория о создании социалистической культуры целиком и полностью вытекала из основных положений марксизма-ленинизма и базировалась на революционной теории о диктатуре проле
тариата и возможности построения социализма в одной стране.
На пути нашей работы по построению социалистической культуры стояли две «теории», которые были враждебны ленинизму. Первая из них, троц
кистская, меньшевистско-капитулянтская теория, исходила из того, что в эпоху пролетарской диктатуры никакой (Новой культуры пролетариат построить не может.
Вторая из них, бюгдановская буржуазно-реакционная теория, была перенята и усвоена в свое время пролеткультовцами. Под знаком этой теории боролись против ленинизма напостовцы. В зависи
мости от нее, вне всякого сомнения, находились я некоторые группы РАПП.
Нашей партии приходилось вести борьбу прежде всего против этих буржуазных теорий в области культуры, которые то там, то здесь выстав
ляли свои каиулянтсхяе уши и на протяжении последних лет.
... Мы имеем крупнейшие успехи в области искусства. За последние годы наблюдается большой подъем, прежде всего, в литературе и драматургии. Наша литература идет уже йога в ногу с побежда
ющим социализмом, она откликается на боевую злобу сегодняшнего дня, умея в то же время брать большие высоты художественного мастерства. Кон
курс на -лучшую -пьесу, который был организован по специальному постановлению Совнаркома СССР,—-сейчас мы заканчиваем работу по оценке представленных произведений,—себя целиком и пол
ностью оправдал. Мы имеем примерно 1 200 пьес, из которых можно выбрать соответствующее количество для премирования и значительное количество для постановок в наших театрах.
Сеть наших театров растет довольно быстро. В РСФСР в 1930 ip. их было 330, а теперь {1933 г.)—-480. В 1933 г. через них прошло 54 -млн. зрителей. Растут национальные театры.
Москва имеет 65 театров. Лучшие из них своими гз.стролями обслуживают весь -Союз. Мы име
ем .уже значительный подъем в области музыки. В РСФСР мы имеем свыше 4 тыс. симфонических оркестров, камерных ансамблей и хоров. В 1932 г. их посетили 2 млн. зрителей. Московская филармония за три с половиной последних месяца в Ма
лом и Большом залах консерватории организовала 145 концертов (825 тыс. слушателей). Программа
концертов —- классики, советские композиторы и современные европейские композиторы. Мы уже -выращиваем свои музыкальные и вокальные кадры.