ПОДНЯТЬ ЦИРК НА УРОВЕНЬ

СОВЕТСКОГО ТЕАТРА

Обслужить миллионные массы трудящихся нашей страны полноценным, высококачественным искусством цирка и эстрады — такова задача, стоящая перед организациями,; занимающимися эстрадно-цирковой деятельностью и в первую очередь перед круп
нейшей из них — ГОМЭЦом. Эстрада и цирк пользуются большой популярностью и любовью среди трудящихся города и деревни. На эти виды зрелищ существует громадный спрос, который ГОМЭЦ должен удовлетворить достаточно полно и хорошо.
Как справляется ГОМЭЦ с возложенными на него задачами?
В этом году улучшилось выполнение цирками промфинплана, окрепло цирковое хозяйство. В частности улучшилось художественное качество цирковых программ. Цирк медленно, но верно стал приобретать культурный вид, поднялась активность работников цирка в подготовке новых номеров. Значительно помогли этому производственные совещания в цирках, нынешний год интенсивно боровшиеся за качество художественной продукции.
Выявился ряд крепких директоров цирков — хороших хозяйственников, знающих и любящих свое дело; умеющих должным образом организовать производственную работу, заботящихся о работниках цирка, о их запросах и нуждах.
Значительно поднялась общественная активность цирка и, что особенно радует наиболее квалифицированной его части. Ряд артистов ведет большую общественную и профсоюзную работу в низовых профорганизациях Рабиса и как добровольцы и информаторы ЦК Рабис.
Все это несомненно положительные явления, свидетельствующие о сдвигах, происходящих в цирке.
Однако в цирке (а, следовательно,в работе ГОМЭЦа) еще очень и очень много неблагополучного.
Прежде всего не везде и не всегда удовлетворительно качество художественной продукции. Еще часто проскальзывает откровенная халтура (как это видно из материалов публикуемых в этом номере), вроде «белых людей» и т. п.
А ведь зритель начинает предъявлять цирковому искусству повышенные требования. Зритель хочет увидеть в цирке большое мастерство и прекрасную технику, художественнзе хорошее оформление, культурную обстановку и первокласную подачу номера, хочет увидеть интересную пантомиму, выступления, насыщенные советской тематикой, и т. д. В той же мере, в какой требует зритель, в цирке этого еше далеко нет.
Причины этого в том, что артист еще не поставлен ГОМЭЦом в такие условия, при которых он мог бы достаточно плодотворно совершенствовать свое мастерство и рабо
тать над собой. ГОМЭЦ очень мало помогает артистам цирка в их творческой работе, в оформлении новых номеров, в непрерывной работе по отделке и отшлифовке уже сде
ланных. По существу высококвалифицированное художественное руководство цирком отсутствует. Лишь в сентябре ГОМЭЦ предполагает открыть в Москве и Ленинграде производственные мастерские. В частности нам кажется, что нужно повторить неудавшнйся с группой Океанос опыт создания постоянных цирковых групп. Нужно только более внимательно и серьезно организовать это дело, и мы уверены, что положительные результаты будут.
Неблагополучно в ГОМЭЦе с подбором людей. Кадры директоров и администраторов засорены чуждыми людьми, неумеющими и нежелающими работать, доводящими цирк до развала, возмутительно относящимися к работникам.
Чего, например, стоят «директора» сибирских цирков, недавно снятые с работы! Ангаре кий - директор омского цирка, несколько раз исключав
шийся и каким-то образом пролезавший в партию, обошелся ГОМЭЦу в 89 000
рублей. Бездарный хозяйственник, директор Прокопьевского цирка Горховер тоже стоил ГОМЭЦу 89 000 рублей. Директор анжерского цирка Фэидман, пьяница, покровитель воров, обкрадывавших цирк, незаконно повысил себе зарплату. Руководимый им цирк принес ГОМЭЦу дефицит в 40 000 рублей;
Фридман приложил к этому все усилия: весь сезон «принципиально» не рекламировал программ, не получал денег за проданные места ударников и т. д. Не «отстал» от этой группы пьяниц и воров и завхоз омского госцирка Н и ц в а- л о в, присвоивший 5 000 рублей и скрывшийся.
Эта шайка орудовала безнаказанно весь сезон. Летний сезон был начат без всякой подготовки. Здания цирков протекали. Никакой работы по организации зрителя проведено не было. Четыре месяца актеры не получали зарплату и ездили из цирка в цирк с авизовками. Дошло до дого, что людям было не на что выехать.
Лишь в конце сезона ГОМЭЦ снял этих «хозяйственников» — расхитителей социалистической собственности, преступно разбазаривших государственные средства