М. АПТЕКАРЬ
Мощное социалистическое строительство, развертывающееся на фронте культуры так же широко, как и на всех других участках, требует от работников искусств огромной работы, работы активной и сознательной.
Поэтому основной целью учебы, организуемой на предприятиях в порядке повышения квалификации, является выработка цельного, научно обоснованного мировоззрения. Этим определяется комплекс проходимых дисциплин.
Нет надобности делать актера — специалистом-экономистом, художника—искусствоведом, певца—-историком. Но необходимо дать основы марксистско-ленинского образования, свя
зав их со специальностью слушателей, сделать слушателей грамотными в своей области, пробудить интерес к дальнейшей, возможно исследовательской, работе.
История (с уклоном в сторону культуры изучаемой эпохи), диалектический и исторический материализм, ленинизм, история ВКП(б), история и методология специальности слушателей (театр, музыка, изобразительные искусства и т. п.) — вот примерный перечень, — но ни в каком случае «е схема, — предметов, изуче
ние которых даст возможность работникам искусств не отставать в своем развитии работать в своей области, не ремесленно, а творчески.
Большая работа над повышением квалификации работников искусств сейчас ведется, но она, к сожалению, не свободна от ряда недо
четов, которые нужно проанализировать, так как корни их кроются иногда очень глубоко.
Сперва надо отметить, так сказать, стандартные недостатки, общие для многих точек Ин
ститута повышения квалификации работников искусств (ИПКРИ).
Отсутствие учебных пособий (книг, диапозитивов и т. п.), недостаток времени для занятий (урок укладывается на Прокрустово ложе предили .межрепетиционного времени, или устраи
вается вечером, когда слушатели утомлены), невозможность проводить крайне необходимые консультации, отсутствие методической работы, разнокалиберный состав слушателей, слабо налаженная дисциплина, либо дисциплина административная, когда занятия включаются в ра
бочее время театра и пропуск считается прогулам, — все эти неполадки можно найти в филиалах ИПКРИ.
Важным недочетом является довольно частый отказ от занятий со стороны высококвалифи
цированных работников искусств (Изоуниверситет, театр Оперетты).
Много вредит делу отсутствие твердых кадров педагогов, знакомых со спецификой данной отрасли искусства, наличие лекторов, сухо и неинтересно читающих, или мало знакомых с преподаваемой ими дисциплиной.
Все эти недостатки приводят к тому плачевному результату, что слушатели бегут с занятий, оставляя кучку энтузиастов, либо героически скучают на уроках и т. п.
Но картина не так мрачна, как может показаться с первого взгляда, — недостатки эти устранимы, и работа в этом направлении ведется.
Прежде всего необходимо, по моему мнению, придать всему делу характер серьезно
поставленного учебного заведения, сохраняя, конечно, гибкость структуры, неизбежную в данном случае.
Совершенно неправы те товарищи, которые)! считают, что работники искусств испугаются строгой дисциплины, твердой организованности, серьезных требований, что слушателей нужно «умасливать» возможностью приходить на лекции, когда вздумается, сдавать зачеты по желанию и т. п. Такая система лишает занятия авторитетности и, естественно, уничтожает всякую их ценность в глазах слушателей, вербуемых на учебу, кстати сказать, довольно кустарными способами.
Мне приходилось сталкиваться с фактами жалоб слушателей на легкость зачетов, не позво
лившую им проверить как следует свою работу (Современный театр, Изоуниверситет).
Необходимо создать при Клубе мастеров искусств кабинет, снабженный не только учебными пособиями, но и более специальной ли
тературой, иногда совершенно недоступной для рядового работника вследствие ее дороговиз
ны и отсутствии на книжном рынке. В этом кабинете должна быть сосредоточена консультационная и методическая работа со слушателями и с педогагическим составом.
Вопросы методики преподавания, до сих пор слабо разработанные, крайне важны.
Мало разбить слушателей по степени их подготовки на несколько групп — нужно к каж
дой группе подходить с особой меркой, не ограничиваясь шаблонным чтением лекций. Здесь нужно представить педагогу большую свободу в использовании отведенного ему времени. Для более слабых групп лекции можно
В институтах повышения квалификации, во всей системе политической и производственной учебы работников искусств начался учебный год. Этот год должен пройти под знаком борьбы за решительное повышение качества учебы.
Ниже мы помещаем статьи ряда преподавателей московского и ленинградского институтов повышения квалификации работников искусств, ставящие основные вопросы организации и методики учебной работы.

ЗАМЕЧАНИЯ О НЕДОСТАТКАХ