Филиал Гос. Малого театра в селе Земетчино. „Последняя бабушка из Семигорья —
И. Евдокимова. Макет III акта Художник Меншутин
перемежать беседами, для более сильных — желательны. кроме лекций, семинары и просеминары по отдельным вопросам и даже дискуссии.
В помощь слушателям должны быть розданы подробные программы, предельно насыщенные фактическим материалом, задания, методиче
ские разработки и списки литературы. Весьма распространившиеся за последнее время во
просники имеют ту дурную сторону, что слуша
тели привыкли отыскивать в рекомендованной литературе сухие схематичеокие ответы.
Большую пользу приносят параллельно с лекциями проводимые экскурсии в музеи и картинные галлереи.
Такие экскурсии устраиваются, например, Иэоуниверситетом под руководством педагогов или специально приглашенных экскурсоводов.
Одним из кардинальных вопросов преподавания является увязка его со спецификой производства.
Чем объяснить, что многие из повышающих свою квалификацию актеров, художников и других, либо быстро остывают и бросают занятия, либо настолько «входят в раж», что отказываются от своей специальности и начи
нают заниматься тем или иным видом научной или административно-учебной деятельности? Иногда последнее бывает удачно — люди «на
ходят себя», иногда же получается ни то, ни другое.
Дело в том, что в обоих случаях слушатель не видит реальной -связи, изучаемых предметов со своим основным делом и рассматривает их либо как ненужную скучную нагрузку, либо как интересную науку, но науку, оторванную от практики. Его заинтересовывают история, философия и т. л. -сами по себе, а не применительно к театру, живописи, музыке.
Здссь основная роль принадлежит педагогу, который должен показать не только необходимость для работника искусств быть культурным человеком вообще (должен же, например, му
зыкант, исполняющий «Сонет Петрарки», знать, хотя бы, не вдаваясь в подробности, кто был
Петрарка и что такое сонет!), но и показать как непосредственно влияет на творчество усво
ение материалистической диалектики, знакомства с историей, методологией и т. д. Конечно,
не следует вульгаризовать эти положения -и ограничиваться навязыванием ква-зимарксистских ярлычков на деятельность слушателя. Пе
дагоги должны быть в курсе производственной работы слушателей и помогать им применять полученные знания и навыки на практике.
Проделанные мною опыты диалектико-исторического разбора -готовящейся или осуществленной постановки с актерами (режиссерское, музыкально-драматическое и драматическое отделения ЦТТИ, Историко-революцион
ный театр, театр Оперетты) дали благоприятные результаты — резко возрастал интерес к заня
тиям, становились активными молчавшие до того слушатели, уяснили многие трудные места курса и изменялся подход к творческой работе. Это показывает, что преподаватель, знакомый хотя бы даже поверхностно со спецификой той или иной области -искусства, может оказать благотворное -влияние на работу своих слушателей. Необходимо поэтому создать кадры педагогов для повышения квалификации работников искусств и дать возможность педагогам зна
комиться- с теми видами -искусства, с которыми они имеют дело.
Что касается учебной работы с мастерами и работниками высокой квалификации, то их отказ от участия -в групповых занятиях (изоработники, театр Оперетты и т. д.) вызывается не всегда намерением «почить на лаврах», а по большей части либо нежеланием «ронять свое достоинство», занимаясь бок-о-бок с «мелкими сошками» (подобные антиобщественные взгляды, отдающие старой, тухлой закулисной групповщиной, к сожалению, встречаются и в настоящее время), либо невозможностью урегули
ровать вопрос времени. Путем к устранению последней причины может явиться с успехом проводимое во многих учреждениях индивидуальное обучение.
Шиоокое обсуждение бегло затронутых здесь вопросов поможет поднять на должную высоту большое и нужное дело подготовки всесторонне развитых работников искусств.