УЧЕБА и ПРОИЗВОДСТВО

К вопросам повышения квалификации работников искусства на многих предприятиях до сих пор относятся с недостаточной внимательностью,, а зачастую и с высокомерным1 пренебрежением.
За немногими исключениями мероприятия по повышению квалификации работников искусства считаются .не делом производственно необходимым, а некоей общественной нагрузкой, не стоящей в кругу виимаиия руководства.
Очень часто учеба, организуемая на предприятиях, принимает «домашний характер» и противопоставляется репетициям, собраниям и другим занятиям; начинается путаница и срывы с помещением и временем занятий, на учащихся смотрят как на людей занятых не делом, а «времяпровождением» и т. д.
Причину этому главным образом надо искать не в организаторах учебы, не в самих учащихся, а в руководстве художественными предприятиями. За немногими исключениями руководители театров противопоставляют производственную работу работе по повышению квалификации.
Добиться включения учебы в производственный план — вот основной организационный к опрос повышения квалификации. Ввести ее не только в круг внимания, но и в круг забот и ответственности .руководства художественным
„предприятием—основное условие успеха этого дела.
Я не хочу этим сказать, что работу по повышению квалификации надо вести только за счет производственного времени, а не в свободное от репетиций и т. д. Это вопросы особой договоренности в каждом отдельном случае.
Имеющиеся учебные планы, одни из последних-, принятые в резолюции по докладу П. И.
Новицкого на совещании директоров при УТЗП Наркомпроса, являются лишь ориентировочными. Повышение квалификации не может рассматриваться как нечто- стандартное, нормируемое извне, административно. Соблюдая чет
кость в основных установках при определении
круга и количества предметов их содержания и методов преподавания, все же необходимо ..читывать специфические требования предприятия, на котором1 развертывается учеба.
На практике же за редкими1 исключениями учебный план составляется заведующим филиалом, консультируется и утверждается руководством Института и только тогда согласовывается с треугольником.
Повышение квалификации идет по трем линиям: 1) теоретической, — повышение общего культурно-политического уровня, расширение и углубление познаний в области теории и истории искусства, 2) технологический — конкретное повышение мастерства и наконец, 3) методологическая работа вокруг производства, соединяющая в повседневной творческой практике достижения первых двух разделов.
Следовательно один из основных вопросов методики составления учебных планов — это вопрос соотношения основных трех видов работы.
В действительности мы видим следующую картину. По первому разделу работа идет раз
вернуто, имеет ряд достижений и ценный методический опыт. По второму — повышение мастерства — в настоящее время только начинается. Это забвение технологической уче
бы — явление не только общего порядка (что и было отмечено -на съезде писателей), но имеет и непосредственные причины в самой постанов
ке работы повышения квалификации работников искусства.
Повышение художественно-творческого уровня работников — прямое дело руководства предприятия, При составлении учебного плана Институт может дать только общие указания, поставить ряд задач, и дело самого предприя
тия эти вопросы проработать. В большинстве же случаев в план включаются техника ре
чи, движение, физкультура и т. д. Это очень
важно, но недостаточно. Надо ставить и более глубокие вопросы, мастерства.
Наконец третье — методическая работа вокруг производства — в настоящее время находится в зачаточном состоянии.
Вопрос планирования методологической работы вокруг производства сравнительно легко будет разрешен, если им займется художественное руководство.
Постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома от 16 мая 1934 года о преподавании истории и Перзый всесоюзный съезд писателей ставят совершенно заново вопрос об учебе.
Расширение историко-культурных и углубление художественно-творческих проблем ставят перед нами не только вопрос объема, но и бо
лее высокого качества постановки всей учебы. Таким образом надо обстоятельнее, без не
нужного делячества и поспешности составлять учебные планы повышения квалификации.
Составление реального учебного плана, ре* шая основную методологическую сторону вопроса, все же не предрешает качества его осуществления. Вопрос преподавания, вопрос качества профессорско-преподавательского состава является в конечном счете решающим.
Создание постоянной группы работников, специализирующихся на преподавании в си
стеме Институтов повышения квалификации работников искусств, — это насущная потребность нашей работы. Та небольшая группа пре
красных преподавателей, энтузиастов нашего дела, по мере расширения его, не сможет охватить, удовлетворить все запросы.
Нужно расширить финансовую базу Института для того, чтобы создать постоянные кафедры и предметные комиссии, которые систе
матически бы вели работу с нрофесорско-преподавательским составом в условиях учебы среди работников искусств.
Когда работник искусства начинает учиться и видит, что он действительно повышает свой культурно-политический и технологически:)
уровень, у него создается большое творческое удовлетворение .(данные анкет, проведенных Институтом). Но все же есть один вопрос, который до настоящего времени не получил достаточной ясности. Это вопрос о правовом положении работника искусств, прошедшего определенный курс повышения1 квалификации.
Вопрос диплома — не шкурный вопрос. То,
что каждый год при начале занятий студенты
Ю. БОБЫЛЕВ