НАК НУЖНО ПРЕПОДАВАТЬ

Г. КАРПОВ
Советский мастер искусства, это прежде всего мыслящий человек, разносторонне развитый, искусство его предельно политически заостренно, сам он агитатор средствами искусства. Поэтому он должен быть политически высокогра
мотным. К сожалению, он не всегда бывает таким.
Каковы же методы поднятия политического и общекультурного развития работника искусства?
Эти методы должны быть гибкими, диференцированными, в зависимости от степени культуры у отдельных групп работников. Схематично можно распределить массу работников искусств на 3 труппы. Разумеется, встре
тятся лица пр змежутючного типа, целиком не укладывающиеся в намеченные группы.
1) Лица с относительно высоким культурнополитическим уровнем. Их меньшинство. Это— люди, окончившие в последнее время художе
ственные учебные заведения, прошедшие учебу в Университете искусств, и т. д. Среди них имеется тяга к дальнейшему повышению своего культурно-политического развития. Причем требования к качеству преподавания огромные.
Для них нецелесообразно устраивать учебу на местах, на предприятиях, а необходимо централизовать ее непосредственно при руковод
стве МИПКРИ. В план этой учебы должны войти семинары повышенного типа по методологии искусствознания и по театроведению.
2) Группа лиц со средним культурно-политическим уровнем. Их большинство среди про
фессий Рабиса. Это — люди со средним или неполным средним образованием. Попытки повышать свой культурно-политический уровень
носили у них несистематический, отрывочный характер. У них несомненно есть большая тяга к философским занятиям. Отсюда ведущим звеном в усвоении марксистско-ленинского ми
ровоззрения для них являются диамат и истмат. Для данной группы работников необходимо начинать именно с этих дисциплин.
По усвоению этих дисциплин необходимо приступить к изучению методологии марксист
ско-ленинского искусствознания. Параллельно изучается история искусств, с акцентом на то искусство, которое является специальностью работников данного предприятия.
3) Третья, все еще многочисленная группа работников искусства—это люди, еще слабо по
литически и культурно подкованные. Для них необходим специальный упрощенный план ра
боты. Нельзя начинать с диамата и истмата. Предварительно нужно ознакомить слушателей с вопросами текущей политики, с наиболее про
стыми вопросами ленинизма, с элементарными вопросами политики партии и теории искусства.
Каковы методы преподавания в системе ИПКРИ? Основным методом является лекционный и система зачетов. К лектору наша аудитория предъявляет громадные требования. Изложение должно быть литературно-четким, увлекательным, высококультурным, .образным Ау
дитория Рабиса, как показал мой опыт, предъявляет подчас очень своеобразные требования к лектору. Так например, берется на учет «актерская» подача лекции—жест, мимика, интонация голоса (обязательное повышение и пони
жение голоса) и т. д. Казалось бы, мелочь, но в
нашей аудитории лектор, необладающий этими качествами, иногда «проваливается». Со стороны содержания лекции у нас ценят «жанро
вую» сторону изложения. Лектор должен уметь так подавать материал, чтобы отдельными бытовыми штрихами вызывать у слушателя образы данной эпохи, будить его воображение. Так
например, излагая Гегеля, следует обрисовывать стороны быта германской мелкой буржуа
зии начала XIX в., филистерские закостенения этого быта, вовлечение мелкой буржуазии в пе
риод вторжения .наполеоновских войск, битву при Иене.
Сократ, проповедующий на рынке в1 Афинах, письма Гегеля к невесте, остроумные высказывания Гейне о Канте, придворный быт XIX ве
ка, — все эти образы нужно мобилизовать для того, чтобы сделать филосочию доступной работникам искусств. Это не значит, что следует в какой-либо мере вульгаризировать изложение дисциплин, снижать их качество. Образность изложения не противоречит научности изложе
ния. Разумеется, нужно увязать с вопросами искусства и изложение диамата, однако здесь необходимо избегать непродуманных, вульгар
ных аналогий между) категориями философии и категориями искусства или предвосхищения диаматом специального курса методологии марксистско-ленинского искусствознания.
Перед зачетами следует разбить слушателей на небольшие группы, организовать встречу каждой группы с преподавателем для консультации, размножить составленный преподавателем тезисный конспект, ориентирующий слуша
телей в основном материале. Если в группе есть успевающие товарищи, они иногда составляют
конспект сами. Этот конспект, после редакции преподавателя, может служить некоторой заменой отсутствующего печатного учебного материала.
Пребывание в рядах «середняка искусствавовсе не всегда вызвано ограниченностью дарования. Большинство «середняка» не достигло, выражаясь авиационным термином, своего «потолка» в области мастерства из-за непра
вильного художественного воспитания или изза отсутствия стимулов для развития и усовершенствования своего мастерства. Во всяком случае здесь нужно искать причины пребывания в «середняках», а не в биологических, непреодолимых преградах, «отсутствии» дарования.
Огромный энтузиазм, проявляемый работниками искусств к учебе, первые успехи, до
стигнутые в этой области, показывают, что мы присутствуем при становлении нового типа работника искусств,—работника искусств социалистического общества, политически сознательного, всестороннего, культурно развитою, мастерски владеющего своим искусством.