В МИХАЙЛОВСКОМ •

»

(август 1824—сентябрь 1826) • •
Село Михайловское находится верстах в пяти от Святогорского монастыря. У здешних обитателей оно называется Зуе
вым, а чаще всего—Пушкиным. Названия «Михайловскоепочти никто не знает. Выехавши из монастыря в поле, надо сле
довать через деревню и оттуда версы три все лесом до - самой усадьбы Михайловского. Сосновый лес пересекается только одною проезжею дорогою. Лес чистый, у корня его виднеется зеленый бархатистый мох... Лес оканчивается у самого села Михайловского. При слове «село» не думайте о церкви и мно
гих домах, которые ютятся около церкви в русских селах. В псковской губернии селом называется просто усадьба или селе
ние... Внизу домовой террасы по лугу извивалась река Сороть, а с правой стороны кругозора, бок-о-бок с рекою, лежало огром
ное озеро, за которым высился большой лес; с левой стороны террасы находилось еще озерф уходившее в другой лес; прямо перед рекою и за рекою распростирались луга. Вид очаровательный. Г-жа Пушкина
(жена Григ. Ал. Пушкина, сына поэта) говорила мне, что, когда солнце утром, вышедши из-за леса, осыплет лучами своими озеро, с правой стороны Сороти лежащее, или вечером озарит озеро, с левой стороны реки находя
щееся, то вид бывает еще очаровательнее, еще „бесподобнее... От времени поэта осталось во дворе перед балкономдва густых куста сирени, да на террасе, с другой стороны дома, столько же кустов этого растения.
А. Ф. Поэтический уголок Псковской гу
бернии. Новое Время, 1880, № 1598.
К селу Михайловскому со стороны Св. Гор примыкает лес. Перед самым селом дорога идет старой аллеей, состоящей, из елей; направо от этой аллеи видна не менее старая липовая