Портреты советских вождей в поэзии 1920-1930-х годов

В 1924 году Пастернак ходил прощаться с Лениным — ледяной ночью 24 января прошел мимо его гроба, стоявшего в Колонном зале бывшего Дворянского собрания; в той же многотысячной скорбной очереди стоял и Мандельштам, а Маяковский отстоял ее три раза.


Три великих русских поэта создали портреты советских вождей. Каждый по-своему и каждый в свое время. В курсе лекций «О трех портретах советских вождей в великой русской поэзии 1920–1930-х годов» разберем поэтические особенности текстов и попробуем понять, зачем им это было нужно.


Лектор — Олег Лекманов, литературовед, доктор наук, профессор школы филологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ.

Маяковский. «Российской коммунистической партии посвящаю...»

Как в советской поэзии закладывался канон поэтического портрета великого вождя, и, соответственно, о важнейшем с этой точки зрения произведении — поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924). В своем произведении поэт опирался на традицию и в то же время идеально выполнил «социальный заказ» эпохи и власти. Лекция Олега Лекманова.

Пастернак. «Предвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уход»

Развитие канона в революционной поэме Бориса Пастернака «Высокая болезнь» (1928). Почему путаная и противоречивая поэма Пастернака завершается столь ясным портретом Ленина. Лекция Олега Лекманова.

Мандельштам. «Ода Сталину»

О стихотворении Осипа Мандельштама «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…» (1937), воспевшем Сталина. Как Мандельштам, используя канонические черты портрета вождя, заложенные в поэзии Маяковского и других советских писателей, сумел внести в свой текст собственные, глубоко отличные от канона мотивы. Лекция Олега Лекманова.