ВХУТЕМАС — колыбель Нового социалистического мира
В 1920 году был основан ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — школа, воспитавшая новое поколение мастеров, способных выстроить современную реальность на всех уровнях архитектуры, живописи, скульптуры и промышленного дизайна. Мы поговорим о том, как всего за несколько лет ВХУТЕМАСу удалось реорганизовать систему художественного образования и воспитать мастеров совершенно нового типа.
Лектор — Ксения Григорьева, историк искусств, экскурсовод Департамента культурного наследия города Москвы, автор текстов про архитектуру для проекта ART Insiders.
Лекция 1
Зачем социализму художники? Жизнь на Живописном и Полиграфическом факультетах
Что такое «объективный метод» анализа искусства и как он помог в создании революционных пропедевтических дисциплин основного отделения: «Цвет», «Графика», «Объем», «Пространство»; как Полиграфическому факультету удалось сочетать в себе производственное и художественное; почему самым противоречивым и традиционным факультетом ВХУТЕМАСа был Живописный; как менялся город в праздники с легкой руки студентов театрально-декорационного отделения Живописного факультета.
Лекция 2
Мы наш, мы новый мир построим! Архфак
Как «меньшинству» отделения новейших изысканий удалось побороть «большинство» академического отделения, где правили бал И.В. Жолтовский и А.В. Щусев; как Николаю Ладовскому удалось убедить весь ВХУТЕМАС учиться по своей системе на дисциплине «Пространство»; в чем разница методов изучения архитектуры Обмаса (Объединенные левые мастерские) Н.А. Ладовского и Новой Академии И.А. Голосова и К.С. Мельникова. Посмотрим самые утопические проекты студентов. Поговорим, как в середине 1920-х на факультете появляется архитектурная мастерская Александра Веснина и начинается товарищеское соревнование между конструктивистами и рационалистами.
Лекция 3
Опережая ИКЕЮ. Конструирование предметного мира на производственных факультетах
На производственных факультетах ВХУТЕМАСа всегда было очень мало студентов. Этот факт совершенно не помешал «темедекам» (название по сокращению наименований факультетов: текстильного, металлообрабатывающего, деревообделочного и керамического) принципиально изменить представления окружающих о том, как должна быть устроена материальная среда человека нового быта. Идеями о трансформации пространств, о встроенном оборудовании и складной мебели фонтанировали дипломные работы выпускников. На Всемирной выставке в Париже 1925 года эти идеи представителей ВХУТЕМАСа были высоко оценены. Возникает логичный вопрос: почему ранний советский дизайн не стал массовым?