ПОКРОВСКИЙ РАДИУС




В марте 1938 г. была закончена и сдана в эксплоатацию трасса Покровского радиуса метро со станциями „Пл. Революции” и „Курская . Эта трасса, протяжением 2328 м, служит продолжением Ар




батского радиуса и сооружена глубоким заложением (на глубине, в среднем, около 32 м), в составе двухтоннельного перегона и обеих упомянутых станций.




Сооружение Покровского радиуса изменило временную систему движения поездов: между станциями „Сокольники и „Охотный ряд поезда шли по общей трассе, а затем поочередно направлялись то




к „Парку культуры , то к „Смоленской (а позднее—к „Киевской ). С открытием Покровского радиуса движение по каждому из диаметров (Кировско-Фрунзенскому и Арбатско-Покровскому) стало раздельным, независимым друг от друга. Линия Покровского радиуса, составлявшая программу 2-й очереди метро,




является лишь началом строительства этого радиуса; строительство 3-й очереди метро доводит этот радиус до Измайлова. Направляясь к центру от станции „Ул. Коминтерна , трасса Арбатско-Покровского диаметра постепенно заглубляется, и первая станция Покровского радиуса—„Пл. Революции , отстоящая от станции „Ул. Коминтерна на 1077 м,—оказывается уже на глубине 33,55 м.




Конструкция всех (кроме станции „Маяковская ) станций глубокого заложения 2-й очереди явилась следствием того огромного опыта, который вынесен из строительства и эксплоатации станций глубокого заложения 1-й очереди. Эти четыре глубокие станции отличаются друг от друга лишь оттенками общего




конструктивного приема. Достоинство этих станций заключено в центральном распределительном зале,




получившем наиболее удачное выражение в станции „Красные ворота , где вопросы удобства пассажиров, эксплоатации и экономики разрешены наиболее гармонично. Основные принципы конструктивного и планировочного решения этой станции легли в основу типа станций глубокого заложения 2-й очереди. Однако этот тип получил значительно более совершенное техническое выражение.




2-я очередь метро сооружалась на основе огромных достижений нашей страны, в итоге успешного выполнения второй сталинской пятилетки. Успехи индустриализации страны, невиданный подъем тяжелой промышленности, достигнутый под замечательным руководством ближайшего соратника товарища Сталина —




Серго Орджоникидзе, решительно повернули нашу отсталую технику сооружения тоннелей на путь самого передового, технически вооруженного, почти полностью механизированного тоннелестроения. Вместо ручного горного способа сооружения тоннелей и бетонной обделки, со скоростями проходки, исчислявшимися десятыми долями метра в сутки, тоннели 2-й очереди пройдены 42 советскими щитами,




механическими руками (эректорами) которых уложено 235 ООО т чугунных тюбингов. Из этих чугунных „кирпичей , весом почти в тонну каждый, сложено 79% тоннелей 2-й очереди метро (для тоннелей мелкого заложения тюбинги неприменимы). Скорость щитовой проходки доходила при этом до 6 м в сутки, причем общее количество рабочих, занятых на стройке 2-й очереди, в сравнении с 1-й очередью сократилось почти вдвое.




Этот огромный шаг в деле освоения передовой тоннелестроительной техники привел к более совершенному конструктивному решению типа станции глубокого заложения, берущего начало, как уже указано, от станции „Красные ворота . Внутреннее пространство станционных зал расширилось, высота их увеличилась, проходы в стенах между залами участились, сечение пилонов сократилось.




СТАНЦИЯ „ПЛ. РЕВОЛЮЦИИ




Станция „Пл. Революции (арх. А. Н. Душкин, инж. Н. М. Комаров) решает очень ответственную архитектурную задачу.




Идейное содержание композиции вытекает из наименования станции; первую в мире социалистическую революцию автор стремился выразить средствами синтеза со скульптурой. В своем первоначальном




проекте автор очень близко подошел к весьма удачному решению этой труднейшей задачи. Основная цель всех архитекторов метро—зрительное облегчение станционного пространства — автором достигалась