в гимназию, куда в эпоху Николая I принимались только дворяне, а податные сословия допускались в исключительных случаях. По законам того времени мещанам, при
надлежащим к податному сословию, доступ в гимназиюбыл затруднен необходимостью представлять увольнительное свидетельство от мещанского общества с га
рантией, что общество принимает на себя за увольняемого платеж податей и отправление рекрутской повин

ности. Нужно думать, что бедняк Кокорев мог с большим

трудом, только благодаря хлопотам своего учителя, получить это свидетельство, раскрывшее перед ним двери 2-й Московской гимназии.1
Прекрасно учился Кокорев и в гимназии. Не ограничиваясь требованиями казенной учебы, он много читал и, как говорит Дементьев, отличался от сверстников, своих широтой познаний. Вероятно, еще в гимназии он стал пробовать свои силы в «изящной словесности» н, как всякий юноша, влюбленный в литературу, начал со стихотворных опытов. Может быть поэтому-то, как начинающего стихотворца, кто-то рекомендовал егосиятельной поэтессе, графине Е. П. Ростопчиной; гра
финя отдавала ему переписывать свои стихи и хвалила его грамматические познания.
Но окончить гимназию Кокореву не пришлось; он вышел из пятого класса, так как московское мещанское общество отказало ему в выдаче увольнительного свидетельства, которое требовалось при переходе в следующий класс.2 С шестнадцати лет недоучившийся бедняк
1 В. Дементьев. Черты из жизни Кокорева. — «Москвитянин», 18S3, т. IV, Л« 14, кн. 2; Ф. Уводин (Псе
вдоним бел.іетриста-народника Ф. Д. Нефедова). Забытый писатель. — «Моск. Губ. Ведомости» 1863, № 53—S4.
2 В русском биографическом словаре (том Кнаппе — Кюхельбеш^^ сказано, что Кокорев вышел из гимназии по недостатку средств.