публику на выставках картин, не приходило в голову ни начальству, ни режиссуре».
Но в эту же пору, как резкий контраст царству рутины и казенщины императорского театра, существовало в Москве Общество любителей искусства и литературы, в ко
тором, сперва под руководством бывшего актера Малого театра, драматурга А. Ф. Федотова, а затем К. С. Станиславского, шли спектакли, поражавшие москвичей неви
данным ансамблем исполнения. На спектаклях этих лежал отпечаток большого художественного вкуса, искренней любви к делу и необыкновенной проработки всей поста
новочной стороны. Это позволяло «любителям» конкурировать с «настоящими» театрами.
Спектакли Общества давались в помещении Охотничьего клуба на Воздвиженке (в этом здании теперь Кремлев
ская больница), а по соседству — в Кисловском переулке — в барском особняке, занятом Филармоническим училищем, В. И. Немирович-Данченко в занятиях со своими ученика
ми шел по тому же пути обновления, на который вступали и «любители» во главе с К. С. Станиславским.
В. И. Немирович-Данченко, вспоминая о времени кануна создания Художественного театра, говорит, что его тогда «мало тешили мечты авторской славы или проведения через
пьесу какой-нибудь идеи. Я мечтал только о театре, о таком театре, в котором актеры будут такого тона, который я при
вивал моей школьной молодежи, в котором пьесы будут играться, как поставленная в прошлом году «Нора», «Пер
чатка» Бьернсона, вот чеховская «Чайка» или вон была пьеса «Солдатка» некоего Гославското, тоже талантливая пьеса, проваленная театром, или «Доктор Штокман» Ибсе
на, проваленный великолепным актером Киселевским, или
тургеневские пьесы, признаваемые несценичными; мечтал о театре, в котором работа будет в совершенно другом по
рядке, будет товарищество». Он с увлечением работал как педагог-воспитатель театральной молодежи, но понимал, что его усилия зачастую пропадают напрасно. «С тоской и ревностью» думал он о «выпущенных из школы молодых актерах, потонувших в плохих театрах».
«Где теперь Москвин? Он ужена втором курсе произвел большое впечатление в ответственнейшей роли в «Норе»; настоящий «мой» актер, чудесно схватывающий луч
шее, что я давал ему от «моей» театральности. Где он? 8