ПОД ДВОЙНЫМ ГНЕТОМ

В

XVIII веке в городах и больших селах стали возникать мануфактуры — фабрики с несложными ручными станками, с ручным трудом. В деревнях появились «раздаточные конторы» разбогатевших скупщиков — Прохоровых, Морозовых, Бутиковых. Вышедшие из крестьян эти богатеи беспощадно эксплоатировали деревенских ткачей; раздавали им пряжу, ссужали деньгами и за бесценок отбирали сработанный товар.
В курной избе ткача и днем и ночью не умолкал шум станка. Ткач работал на деревянном «самолетном» стане,
дергал за ремень или нажимал на подножку; поднимались особыми гребнями нити основы, а в «зев» подавались чел
ноком нити утка. При свете лучины вся семья ткача — от мала до велика, — не разгибая спины, сидела за работой. Старики и малолетние дети засыпали от усталости над раз
моткой пряжи. Заработок ткача был мал, к тому же боль
шая часть его уходила на уплату денежного оброка барину. Крепостная беднота голодала.
Чтобы обеспечить получение оброка, помещики стали выгонять голодных крестьян на заработки. По большакам и проселочным дорогам с котомками на плечах потянулись в поисках работы мужики. Многие из них находили заработок на фабрике.
Так вовлекались в наемный труд все более широкие круги крестьянской бедноты. От деревенской избы протаптывалась прямая дорога к фабрике.
Внедрение капитализма в деревню вносило новые черты в крепостной быт. Постепенно изменялось положение дере
венских скупщиков. Разбогатев на раздаточных операциях, они «выходили в люди», выкупались за крупные деньги