которыхъ варіантахъ выступаютъ «турецкій» царь «Турецъ- Санталъ» съ царицей «Панталовной». Походъ Вольгй съ его дружиной въ «индейское» (или турецкое) царство есть, вѣроятно, набѣгъ Олега на Царь-градъ въ 906 году.
8. (Стран. 13). Ближайшіе приближенные князя Владиміра — «князья-ббяре» не играють въ былинахъ почти никакой роли, какъ
въ драмѣ «лица безъ рѣчей». Изъ дѣтей боярскихъ—«б о ярче н- ковъ» набирается придворный штатъ князя: «стольники», «чашники», «кравчіе» и т. д., въ число которыхъ поступаютъ, впрочемъ, и бо
гатыри, какъ, напр., Добрыня Никитичъ (по происхожденію своему бояринъ) и Чурила Плёнковичъ. Изъ князей и бояръ въ былинахъ называются поименно только Блудъ (у Нестора подъ 980 годомъ), Часъ, Путята (отецъ Забавы Путятичны, племянницы Вла
диміра) и Бермята Васильевичъ, иначе Пермята, Перминъ или Пермилъ (происхожденіемъ, вѣроятно, изъ Перми). Послѣдній, съ прозвищемъ «старый», служить князю, такъ-ска
зать, ходячимъ архивомъ, дающимъ во всякое время необходимыя справки о предметахъ, никому другому неизвѣстныхъ.
9. (Стран. 14). Всѣ чужія страны на востокъ отъ Кіева называются обыкновенно «ордами», а на западъ «землями» или «Литвами». Въ ордахъ царствуютъ «цари» съ «царевичамии «царевнами», въ земляхъ и Литвахъ «короли» съ «королевичами» и «королевнами» («королевичнами»).
10. (Стран. 14). Былевая Апраксія (Евпраксія) королевична есть, по всему вѣроятію, лѣтописная Рогнѣда, дочь половецкаго князя Рогволода, отказывавшаяся сначала отъ заму
жества съ княземъ Владиміромъ, но вышедшая потомъ за него, по убіеніи отца ея Рогволода.
11. (Стран. 15). Дунай Ивановичъ относится нѣкоторыми къ числу «старшихъ» богатырей (см. прим. 3), такъ какъ обратив
шись, умирая, въ старшую рѣку славянъ Дунай, онъ какъ бы возвращаетъ природѣ ея стихійную силу и самъ дѣлается олицетвореніемъ всѣхъ рѣкъ вообще, такъ что съ теченіемъ времени въ устахъ народа обратился даже въ нарицательное имя: «за рѣками за дунаями». Прозвище «тихій», принадлежащее рѣкѣ Дунаю у всѣхъ славянъ, присвоено въ былинахъ и богатырю Дунаю Ивановичу.
12. (Стран. 25). Въ нѣкоторыхъ пересказахъ этой былины, вмѣсто «Дуная Ивановича» и «Настасьи королевичиы», поста
влены «Д онъ Ивановичъ» и «Нѣпрй (Днѣпра, Днѣпръ) королевичи а».
13. (Стран. 30). Былина объ «Алешѣ Поповичѣ» въ основныхъ своихъ чертахъ представляетъ много общаго съ былиною объ «Ильѣ Муромцѣ и Идолищѣ»: тамъ и здѣсь русскій богатырь, готовясь на бой съ чудовищемъ-врагомъ, маскируется каликой перехо
жею, чтобы не быть узнаннымъ; тамъ и здѣсь роковое столкновеніе вызывается обжорствомъ чудовища, причемъ и самое глумленіе русскаго богатыря надъ «обжорищемъ» выражается въ одномъ и