(наприм. Микулы Селяниновича),— амазонки древней Руси, дѣвицами «полюютъ» въ чистомъ полѣ и силой, ловкостью, удалью превосхо
дить часто богатырей. Выйдя же замужъ, онѣ дѣлаются самыми преданными, любящими женами и только въ исключительныхъ случаяхъ проявляютъ еще свои богатырскія наклонности (какъ Васи
лиса Микулична). Рыская на конѣ за приключеніями, участвуя въ княжескихъ пиршествахъ, играя въ шашки-шахматы, даже сватаясь лично за богатырей, поленицы пользуются полною равноправностью съ мужчинами, которая, такимъ образомъ, народомъ нашимъ уже въ древности охотно предоставлялась женщинѣ, если она умѣла постоять за себя.
5. (Стран. 4). Добрыня Никитичъ, какъ показываетъ самое имя его,—олицетвореніе мягкосердія богатырскаго: при большой тѣлесной силѣ., онъ, безъ крайней необходимости, и мухи не обидитъ, но для защиты сиротъ, вдовъ и «безсчастныхъ» женъ, самъ домовитый семьянинъ, готовъ драться до послѣдней капли крови. Его кротость доходить иногда даже до робости (см. былину объ Ильѣ Муромцѣ и Сокольникѣ»), Сыпь боярина Никиты Романовича, фнъ своимъ «вѣжествомъ», «уговоромъ», «смиреньицемъ» вполнѣ •оправдываетъ свое боярское происхожденіе, а ко всему этому, онъ и артистъ въ душѣ: мастеръ пѣть и играть на модномъ инструментѣ— гусляхъ. Нѣкоторыми рапсодами Добрыня называется племянником!, князя Владиміра, т.-е. родственникомъ его, меныпимъ лѣгами. У Нестора же имя «Добрыня» носить дядя Владиміра Святаго, дававшій ему мудрые совѣты. Вѣчная юность красавца-боярина выражается краснорѣчиво въ его постоянномъ прозвищѣ «младъ», ко
торое, для усиленія, иногда даже удваивается: «молодой Добрынюшка Никитичъ младъ».
6. (Стран. 5). Старшій богатырь Вольгй Всеславьевичъ— титанъ-охотникъ и воинъ, изучавшій, для порабощенія всей одушев
ленной природы (звѣрей, птицъ, рыбъ и людей), всѣ хитростимудрости, заключающіяся главнымъ образомъ въ оборотничествѣ,
т.-е. въ способности принимать образъ разныхъ животныхъ. Имя его «Вольгй» или «Волхъ» происходить отъ одного корня съ словомъ водхвъ — кудесникъ, жрецъ, занимающійся волхвованіемъ. Отъ Волхва же производить названіе рѣки Волхова. Почти нѣтъ сомнѣнія, что. въ полубога Вольгу былевымъ творчествомъ преображенъ исторический Олегъ, который, по славѣ всевѣдѣнія, ве
довства и въ Несторовой Лѣтописи называется Вѣщимъ. .Не
безъинтересно указать здѣсь на другого богатыря-оборотня — княуя Игоря въ «Словѣ о полку Игоревѣ»: совершая побѣгъ свой изъ земли половецкой, Игорь, чтобъ отвести глаза врагамь, оборачи
вается поперемѣнно то въ горностая, то въ гоголя, то въ волка, то въ сокола. Отчество Вольгй «Всеславьевичъ» или «Святосла
вичъ» заимствовано рапсодами отъ брата Владиміра Святаго— Олега Святославича.
7. (Стран. 9). Вмѣсто «индейскаго» царя «Салтыка С та
вр ульевича» и царицы его «Азвяковны» (Узбековна), въ нѣ