«Октябрь
Плевательница, сорница и графин.
«Октябрь».
Посуда
ности мало подумали. Все цвета бледнонемощные, слизистые. Качество фарфора
или фаянса цветом уничтожено. Из об’- яснения, приложенного к тарелкам, видно, что различный цвет (дополнительный
цвет к цвету кушанья) определяет то кушанье, которое должно подаваться в этой тарелке, и якобы должен усиливать аппетит.
Многим покажется это очень большим, очень новым и удачным изобретением.
Не говоря уже о том, что эта неудачная рационализаторская работа мало имеет отношения к искусству, она в то же время является неудачным плагиатом с системы известного капиталистического рационалиста Тейлора. 2-3 десятка лет тому назад Тейлор применил покраску ручек инструментов в различные цвета (каждый номер напильника или резца имел свой цвет), с целью упрощения оты
скания нужного инструмента рабочим. Эта инженерно-рационализаторская работа, с- искусством не имеющая ничего общего, применена там, где она дает по
ложительный эффект. Но когда эта же система некритически заимствована и пе
ренесена в другие условия, уничтожаю
щие эту эффективность — изобретение превращается в свою противоположность. Из средства развития производительно
сти труда оно превращается в тормоз этого развития.
В самом деле. На минуту предположим, что это — искусство, и что оно уве
личивает аппетит, и посмотрим, что оно вносит в систему обслуживания отдыхающих и больных домов отдыха и санаторий и посетителей общественных столо
вых. Так как за столом обычно сидят люди, имеющие разный вкус, то они и кушают разные блюда. Следовательно, на столе собираются тарелки всех цве
тов. А потому, чтобы их пустить снова после употребления, их нужно не только перемыть, но и рассортировать по цве
там. Повар не может просто в любую тарелку класть то или иное кушанье, а он должен все время быть в напряжении и думать, какая нужна тарелка — мутно-синяя или мутно-зеленая и т. д.
Вот к чему ведет слепое подражание и преклонение перед абстрактной рациональностью. Вместо того, чтобы порабо
тать над хорошей покраской, попытаться отыскать новые формы (ведь это почет
ная задача и для «Октября») выражения идеологии, суметь использовать тарелку для большевистской агитации, «Октябрьзанимается «медициной».
По этой же весьма «удачной» системе сделаны и бокалы (кружки с крышечками и блюдцами) для кофе, чаю, ки
селя и т. д. Неприглядность, рыночность, избитость формы (притом кустарной пло
хой (выработки) отталкивают зрителя от этих образцов. И конечно, если мы эти «произведения искусства» поставим рядом со средним качеством бокалов и ча
шек, имеющихся в наших магазинах, то неряшливый и отвратный вид «искус
ства» «Октября» будет вне конкуренции. Но вот графины. Они имеют новую форму. Форма их — конус, основание которого является дном. Вместо пробки графин закрывается стаканчиком, из кото
рого пьют. Эстетство привело к тому, что ради цельности формы эстетствующие «рационалисты» забыли о шейке графи
на, который обычно служит, как узкое место, ручкой. Но они побоялись приделать и специальную ручку. Таким обра
зом графин, круто сужаясь кверху и нс имеющий ручки, совершенно не приспо
соблен к употреблению (держать в руке его невозможно, особенно наполненный