смысле Маркс правильно констатировал в своем проницательном и систематическом этюде, посвященном коммуне, что в ней рабочий класс впервые овладел властью. Эго—новый и чрезвычайно важный факт; но пролетариат захватил власть, так сказать, врасплох; он ока
зался наилучшим образом организованною и наиболее активною силою
в изолированной и к тому же чрезвычайно возбужденной столице; но он еще не был в состоянии увлечь за собой и приобщить к своим стремлениям Францию, подчинившуюся духовенству, крупным земле
владельцам и буржуазии, руководимой Тьером. Коммуна представляла собой как бы раскаленное докрасна острие, которому суждено было сломиться о сопротивление инертной глыбы. Однако, если сравнить роль пролетариата в 1871 году с его ролью в 1848 году, обнаруживается огромный прогресс. В 1848 году участие пролетариата в обла
дании властью оказалось почти фиктивным; став членами временного правительства, Луи Блан и рабочий Альбер обнаружили полное бес
силие, тогда как вероломная буржуазия организовала против них обман национальных мастерских. Социалисты занялись платоническими беседами в Люксембургском дворце; они обрекли себя на бездействие, ограничившись ролью бессильной академии. Не будучи в состоянии дей
ствовать, они разглагольствовали. А затем, когда обманутый рабочий класс восстал в июне, ему не удалось захватить власть ни на один
момент, и восстание было подавлено. А в 1871 году сыновья июньских борцов захватили власть; они располагали ею; они представляли собой не мятеж, а революцию.
Ставшие таким образом правительством пролетарии могли быть свергнуты; тем не менее они подали грядущим поколениям рабочих гордый, обнадеживающий сигнал, и этот сигнал был понят. Коммуною
завершается второй период, в течение которого социализм доказал, что он уже стал первоклассною, хотя еще конвульсивною и не вполне определившеюся силою. Коммуна же сделала возможным и новый период, переживаемый нами и характеризующийся тем, что социализм методически и всесторонне организует рабочий класс, завоевывает симпатии переставших бояться его крестьян, привлекает на свою сторону буржуазную интеллигенцию, разочаровавшуюся в господстве буржуазии, и готовится вполне овладеть властью для осуществления новых форм собственности и новых идеалов.
Теперь уже нечего опасаться путаницы. В рабочем классе и в социалистической партии установилось идейное единство. Несмотря на столкновения между группами и на кажущееся их соперничество, все те силы, которыми располагает пролетариат, объединены в сущности
одною и тою же доктриною и для одного и того же дела. Если бы завтра пролетариат вполне овладел властью, он был бы в состоянии сразу воспользоваться ею определенно и решительно. Конечно, обнаружились
бы различные тенденции. Одни захотели бы усилить и значительно рас