ширить центральную деятельность общества; другие пожелали бы предоставить местным группам работников наивозможно более широкую автономию. Урегулирование новых отношений между нацией, профес
сиональными союзами, общинами, местными группами и индивидуумами, обеспечение как полной личной свободы, так и общественной солидарности, юридическая формулировка бесчисленных комбинаций общественной собственности и индивидуальной деятельности потребуют огромного напряжения мысли и при решении столь сложных проблем воз
никнут разногласия. Но, как бы то ни было, социалисты, пролетарии
одушевлены в настоящее время одною и тою же идеей; социализм уже не распадается на враждующие друг с другом и бессильные секты. Он все более и более становится великим живым единством и оказывает все более и более многостороннее влияние на жизнь. От него в настоящее время ждут обновления и расцвета все великие силы чело
вечества: труд, мышление, наука, искусство и даже религия, рассматриваемая как подчинение вселенной человечеству.
Спрашивается: каким образом, благодаря каким усилиям людей и в силу какой эволюции вещей, дорос пролетариат до той решающей роли, которую ему предстоит сыграть в ближайшем будущем, и какие кризисы ему пришлось пережить? Именно это мы и имеем в виду изложить. Мы знаем, что экономические условия, форма производства и собственности составляют самую основу истории. Как в жизни большинства людей на первом плане стоит профессия, т.-е. экономическая форма индивидуальной деятельности, которого чаще всего определяются привычки, мысли, страдания, наслаждения и даже мечты людей, так в каждый период история экономическая структура общества определяет политические формы, общественные нравы и даже общее направление мышления. Поэтому мы постараемся выяснить, каковы были экономи
ческие основы человеческой жизни в каждую из излагаемых эпох. Мы проследим эволюцию собственности и развитие промышленной и земледельческой техники. И в существенных чертах, как того требует не
избежная сжатость изложения, мы отметим влияние экономических условий на образ правления, литературу и системы.
Однако не следует забывать, что, как этого никогда не упускал из виду сам Маркс, которого слишком часто унижают узкие истолкователи, экономические силы действуют на людей. А людские страсти и идеи изумительно разнообразны, и почти бесконечная сложность человеческой жизни не поддается грубоватому механическому подведению под экономическую формулу. Хотя содержание жизни человека опре
деляется прежде всего человечеством, хотя человек более всего испы
тывает на себе разностороннее и непрерывное влияние общественной
среды, однако он живет, чувствами и духовно, и в более обширной среде, во вселенной.


Конечно, даже и свет наиболее отдаленных и чуждых чѳловече