О ПЛЯСКЕ.

Диалог ЛУКИАНА.
Перевод с греческого, предисловие и примечания А. И. Малеина.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Автор настоящего труда—греческий писатель Лукиан—жил приблизительно между 120—180 гг. по Р. Хр. Родился он в довольно отдаленном от центров тогдашней образованности сирийском го
роде Самосате. Ритор й софист, он мастерски владеет языком и стилем и пишет такие грациозные безделушки, как «Похвалу мухе», а наряду с этим стремится в более серьезных рассуждениях слить философский диалог, форма которого была выработана Платоном, с веселой насмешкой комедии. Но самостоятельным мыслителем он не был, так как свои молодые годы посвятил не научным занятиям, а разного рода публичным лекциям и импровизациям особенно на поприще философии. С этой целью он усердно компи
лировал серьезные труды предшествующих мыслителей. Таким же характером отличаются и его чисто литературные работы, которых насчитывается до восьмидесяти. Справедливо поэтому Лукиана называют теперь прекрасным фельетонистом. Одной из характерных особенностей его таланта была любовь к насмешке и скептицизму, который он прилагал решительно ко всему, особенно же к религиозным суевериям и псевдофплософии, почему его неоднократно сравнивают с Вольтером. Из сатирических произведений Лукиана особенно знамениты т. и. «Разговоры в царстве мертвых», где он заставляет беседовать между собою лиц, принадлежащих к разным эпохам и народам, как например Сципиона, Ганнибала, Александра Великого и Миноса. «Разговоры» служили предметом неоднократных подражаний, на
чиная с эпохи Возрождения и вплоть до первых годов XIX столетия. Этой литературной формой пользовались особенно усердно, как материалом для политической сатиры преимущественно на умерших государей и великих деятелей, которым приходилось выслушивать после смерти от своих пред
шественников подчас весьма едкую характеристику их земной деятельности. Такая литература, как оригинальная, так и переводная, процветала и у нас,
для чего достаточно пересмотреть хотя бы только «Опыт» Сопикова. Вообще, в новом мире, начиная с эпохи Возрождения, Лукиан был, пожалуй, гораздо более популярен, чем в древности.
Диалог «О пляске» происходит между двумя действующими лицами:
Ликином, в котором нетрудно угадать самого Лукиана, и философом ци