Закономѣрнoe и слу
чайное въ реформѣ
Петра.
Историческое значеніе эпохи
Петра В.
Современники и сотрудники
Петра В.
человѣчествомъ, не будучи въ состояніи убивать, или творить жизнь общества,—она, эта личность, можетъ задерживать, или ускорять вѣчное поступательное движеніе иеторіи, можетъ накладывать свои индивидуальныя черты на современность. Къ этому только и сводится ея активная историческая роль.
Развивая мысль, скрытую въ словахъ акад. Пыпина: «Петръ Великій былъ только вавершеніемъ давнихъ стремленій; по существу, поставленныя имъ задачи и самые пути ихъ исполненія не были новы; новой была только та энергія, которую онъ вложилъ въ свое дѣло»,—мы безъ труда отдѣлимъ въ его великой дѣятельности «старое», давно намѣчен
ное исторіей,—закономѣрное,—и «новое», лично ему присущее,— случайное. Ясно изъ этого, что «случайностью» въ реформѣ Петра было все, связанное съ нимъ, какъ съ личностью. Напримѣръ, то об
стоятельство, что стремленіе къ новшествамъ въ его лицѣ соединилось съ царской властью,—съ его личными качествами: яснымъ сознаніемъ, желѣзною волею, съ его талантами административными и военными. Конечно, и до Петра были люди, не менѣе его сочувствовавшіе реформамъ, но многіе изъ нихъ не были вооружены могуществомъ царской власти, и потому потонули безслѣдно въ толпѣ,—другіе и стояли у власти (напр., В. Голицынъ), но не имѣли талантовъ Петра,—и они исчезли, оставивъ о себѣ лишь неясную память. Счастливая случайность соединила въ лицѣ Петра все, что было нужно для проведенія реформы въ жизнь.
Всѣ эти обстоятельства обезпечили за его великимъ дѣломъ реформы энергичное существованіе, но въ то же время наложили на нее печать порывистой, рѣзкой личности Преобразователя, безпощаднаго къ старинѣ, не робѣющаго предъ будущимъ.
§ 2. Христіанство и Возрожденіе были двумя основными моментами, своеобразно опредѣлившими главныя особенности ци
вилизаціи Европы. Въ Россіи этимъ моментамъ соотвѣтствуютъ эпохи Св. Владимира и Петра Великаго.
Это возрожденіе подготовлялось у насъ съ конца ХТІ в., прояснилось въ XYII в. и въ концѣ этого вѣка выдвинуло немало видныхъ дѣятелей. Одни изъ нихъ тяготѣютъ къ ста
рому (напр., Стефанъ Яворскій, св. Димитрій Ростовскій),— другіе стоятъ на самомъ переломѣ къ новому (царевна На
талья),—наконецъ, найдутся и такіе (напр., Ѳеофанъ Про
коповичъ), которые станутъ рѣшительно на защиту жизни новой. Идеалы всѣхъ названныхъ дѣятелей сложились, болѣе или менѣе, самостоятельно,—эпоха Петра застала ихъ уже вполнѣ готовыми къ реформѣ, такъ какъ они воспитались подъ тѣми же вліяніями, что и самъ Петръ; они—отчасти его предшественники, затѣмъ союзники и, наконецъ, ученики...