«Учениками»—они, старшіе предшественники Преобразователя, сдѣлались потому, что были покорены его могучей «личностью»: онъ самовластно забралъ въ свои руки исто
рическое дѣло реформы,—и закономѣрное теченіе исторіи, величественно-медленное, направилъ но искусственному руслу, ускорилъ это теченіе, придалъ ему тревожный, нервный ходъ... Въ этомъ была историческая заслуга Петра передъ русской исторіей,—въ этомъ была отчасти и его вина передъ отечествомъ.
Прорубивъ «окно» въ Европу, онъ установилъ непосредственныя сношенія съ западомъ; отнынѣ посредничество юго-западной Руси сдѣлалось излишнимъ. Такое непосред
ственное общеніе русской жизни съ западно-европейской должно было отнять и, действительно, отняло у нашего сближенія съ чужой культурой характеръ той постепенности, которая яв
ляется лучшей гарантіей прочности прогресса, когда равноправнымъ является развитіе своего родного и чужого-заимствованнаго, равномѣрно растетъ все общество сверху донизу.
Вслѣдствіе этого, между «новымъ» обществомъ и народомъ на первыхъ норахъ только усилился разрывъ, который былъ еще незначителенъ въ XVII в., когда посредниками между Россіей
и западомъ были южно-руссы, постепенно сближавшіе всѣ слои русскаго общества съ чужой культурой. Рванувшись впередъ, интеллигенція русская потеряла совершенно опору въ народѣ; такое культурное одиночество сдѣлало ее въ будущемъ необезпеченной отъ историческихъ случайностей всякаго рода.
Петръ смотрѣлъ на себя, какъ на «слугу» отечества. Петръ заявлялъ открыто, что занадъ былъ нуженъ Россіи на нѣсколько десятковъ лѣтъ, чтобы поучиться у него, а затѣмъ жить замостоятельно. Петръ зналъ русскій народъ отъ дворца до рыбачьей хаты... Ни этого сознанія своихъ отношеній къ отечеству, ни умѣнія пользоваться западомъ, ни нониманія
Этому способствовало, прежде всего, сближеніе съ иностранцами „Нѣмецкоіі слободы а затѣмъ путѳшествія за границу (1697--1698 гг. и 1716—1717 гг.), гдѣ онъ воочію убѣдился въ превосходствѣ западной жизни и имѣлъ возможность свести знакомство со многими выдающимися людьми. Особенное значеніѳ для русскаго просвѣщенія имѣли
сношенія Петра съ Лѳйбницемъ и Вольфомъ. По совѣту перваго, Петръ рѣшилъ открыть въ Петербургѣ академію; по совѣту второго—унивѳрситетъ и гимназію.
Вліяніі Петра В.
своихъ современі
ковъ.
Непосре, ственны;
вліянія
запада г Россію и
Петрѣ I
Усилені „раскола въ русско
обществ
Петръ Е
и его
преемник