наши современные писатели сознательно или безсознательно отразили состояніе современнаго общества, одѣли въ плоть и кровь разладь, вызванный различнымъ пониманіѳмъ средствъ, ведущихъ къ удовлетворенно назрѣзшихъ общественныхъ потребностей.
Кто дастъ себѣ трудъ заглянуть въ прошлое европейской и русской поэзіи, тотъ не можѳтъ не видѣть, что враждебное отношеніе къ реализму въ широкомъ смыслѣ, къ объективному изслѣдованію действительности, пре
обладаетъ въ моменты общественныхъ кризисовъ, въ эпохи, слѣдующія за бурнымъ напряженіемъ обществен
ныхъ силъ, за періодомъ пламенной вѣры въ мощь человѣческаго усилія. Люди, не способные понять, что ходъ исторіи опредѣляется соотношеніемъ реальиыхъ силъ въ обществѣ, считающіе себя въ своемъ интеллигентскомъ ослѣпленіи творцами идей и „духовныхъ цѣпностей ,—такіе люди проявляютъ особенно интенсивную духовную работу въ эпоху реакціи, въ эпоху разгрома общественныхъ силъ. Причину пораженія они ищутъ не тамъ, гдѣ слѣдуетъ. Они не понимаютъ, что ошибка заключалась либо въ переоцѣнкѣ силъ тѣхъ группъ народа, которыя стремились къ пересозданію общественнаго строя, либо въ слабой организаціи этихъ силъ. Они ищутъ при
чины пораженія внутри, а не внѣ себя, и внѣшній міръ отступаете для нихъ на второй планъ передъ ихъ собственнымъ „я“. Привыкнувъ приписывать своимъ усиліямъ и пораженія, и побѣды, интеллигенты извѣстнаго типа искренне и наивно каются, когда въ грандіозной борьбѣ, совершающейся въ нѣдрахъ общественнаго орга
низма, не все идете такъ, какъ имъ хочется. Вмѣсто того, чтобы заняться изученіемъ объективныхъ причинъ пораженія и съ новыми силами взяться за дѣло, они погружаются въ глубины своихъ душъ, копаются въ своихъ личныхъ пережпваніяхъ. Въ эти моменты они склон