произносились горячие речи и оглашались проекты, призванные возвраітить жизнь умирающей реке, но дальше небольших работ дело не двигалось. Ни прави
тели города, ни его хозяева — фабриканты и купцы — не могли воплотить в жизнь даже тех неотложных гидротехнических работ, ® которых бьгли кровно заинтересованы сами предприниматели.
В черте города Москва-река принимает ряд притоков, часть которых заключена в подземные трубы и москвичам неизвестна. Москву пересекает в различных направлениях всего 45 маленьких речушек протяжением
около 120 км. Двенадцать из них заключены в большие подземные трубы диаметром в 2,6 м. Кроме Неглинной, заключены в кирпичные коридоры и протекают иод землей: Черторый, Сивка, Ольховец, Капелька, Рачка, Нищенка, Протока, Пресня, Сарра, Даниловка и др. Те из них, которые не были отведены под землю, высы
хали и гнили, как и сама Москва-река. Характерным образчиком такой «выродившейся» реки была Яуза. Вряд ли кто мог поверить, глядя на грязный, покры
тый тиной ручей, что в этих же берегах в свое время струилась река, которой в XIV—XV вв. отдавали предпочтение перед извилистой Москва-рекой.
Московский старожил М. Н. Загоскин в своих очерках рассказывает, как в 30-х годах XIX в. реконструи
ровали водоотводный канал, сооруженный в 1785 г. в одном из старых русел Москва-реки (для отвода во
ды на время ремонта Большого Каменного моста, для осушения Болота и борьбы с наводнениями). Москва уже была крупнейшим торговым и промышленным цен
тром, но безводная река не позволяла пустить грузы во дешевому водному пути. В 1833 г. городские власти решили улучшить судоходство и устроить большие пристани на реке. Канал был «освящен» и торжественно открыт в 1836 г. Однако, осенью того же года напором воды плотина была прорвана, и канал остался без воды. К 1843 г. Бабьегородская плотина была построена заново; ее устанавливали весной после паводка и под осень опять разбирали. До сооружения плотины вода в канале тмила и цвела, дно было покрыто зловонной тиной. Вероятно, в те времена и укрепилась за ним кличка «Канава», которая была москвичам гораздо из
вестнее, чем официальное название — «водоотводный канал».