городская управа начала ремонт этого участка. Всего же было укреплено стенками 4,5 км берегов. Сами бе
рега на 15 км были замощены булыгой, на остальных
москвичи утопали в грязи или задыхались в пыли. Бе-! рега реки были застроены нищенскими, покосившимися домишками, река загрязнялась сточными водами, которые спускали в реку многочисленные фабрики и заводы.
Впрочем и в европейских столицах набережные преимущественно загромождены окладами (как парижская Сена) или заводами (берлинская Шпрее). Набережные Нью-Йорка и Лондона — это хаотическое смешение
трущоб, складов и пристаней. Исключением является Ленинград. Уже первые зодчие старого (ПАербурга оценили преимущества водных проспектов, расположив на берегах Невы: Биржу, Адмиралтейство, Петропавловскую крепость и весь ансамбль Сенатской площади.
Москва в 1918 г. стала столицей первого социалистического государства. Партия и правительство поставили по-новому проблемы реконструкции города, по-новому их разрешают. В плане социалистической столицы не
давно запущенная Москва-рек а превращается в один из наряднейших проспектов города. Это будет невиданная 50-кило метровая голубая магистраль,, единый архи
тектурный ансамбль полноводной, оживленной реки и великолепных берегов.
В 1932 г. вниз ПО раке к Дербеневской и Симоновской набережным прошел речной трамвай, В нем находился товарищ Сталин, совместно с тт. Кагановичем, Ворошиловым, Куйбышевым и Булганиным осматривав
ший берега реки. Впоследствии т. Каганович передал архитекторам наказ товарища Сталина — превратить на
бережные в благоустроенные магистрали столицы. К этим годам относится начало невиданной реконструкции реки.
В 1933 г. светлосерая гранитная стенка легла на двух километрах набережных Москва-реки. Были одеты камнем Смоленская и Ростовская набережные у Бородинского моста, Котельническая и Гончарная набережные. Были проведены водостоки, откосы облицо
ваны среднезернистым гранитом. На всех набережных вместо решеток были установлены массивные каменные