Ѳ. И. Буслаевъ 1), „не пріуроченнаго ни къ личности, ни къ мѣсту; потому она и не любитъ собственныхъ именъ. „Въ нѣкоторомъ царствѣ, въ нѣкоторомъ государствѣ жилъ-былъ царьа, говорить она вообще, не стѣсняясь точными указаніями, ни историческими, ни географиче
скими. Напротивъ того, былина помѣщаетъ своего князя Владиміра въ Кіевѣ, ведетъ Илью Муромца изъ села Карачарова, чрезъ лѣса Брынскіе, черныя грязи Смоленскія, мимо города
Чернигова и т. д.... Есть сказки, которыя уже сами голословно говорятъ о содержащемся въ нихъ миѳѣ природы, напр, о 12 мѣсяцахъ, о царицѣ, которая родила двойни—Солнце и Луну и т. п. Чѣмъ эпосъ первобытнѣе (какъ Финская Калевала), тѣмъ больше въ немъ миѳологіи природы, и чѣмъ онъ развитѣе, какъ Францускія chansons de geste, тѣмъ больше
въ немъ исторіи и геограФІи. Такова и наша былина... Миѳы природы слишкомъ громадны въ своихъ размѣрахъ. Становясь сюжетами эпическими, оии сокращаются, принимая мѣстпыя Формы историческаго быта и окрашиваясь въ мѣстиый, бытовой колорита... Эпосъ развивается въ теченіе извѣстнаго періода народной жизни съ точки бытовой и исторической, характери
зуя богатырскіе типы, въ которыхъ народъ воплотилъ свои историческія судьбы и выразилъ свое національное самосознаніе. Понятно, слѣдовательно, что между миоомъ о тучѣа (который могъ первоначально лечь въ основу образа свистящаго Соловья и разщепляющаго дубъ Ильи)? „затерявшимся въ образѣ Соловья Разбойника и типомъ Ильи Муромца, какъ представителя общины или какого-нибудь другаго бытоваго явленія, надобно предположить цѣлый рядъ переходныхъ слоевъ Русскій народный эпосъ служить для народа неписанною, традиціонною лѣтописью.... Это но только поэтическое возсозданіе жизни.. . Народъ, остановленный въ сво
емъ развитіи, какъ финны, могъ довольствоваться стихійными миѳами своей Калевалы. Русскій народъ въ своихъ былинахъ созналъ свое историческое значеніе^. Изъ эпическихъ пѣсенъ вы
деляется рядъ такихъ, которыя исключительно воспѣваютъ историческихъ дѣятелей родной земли отъ временъ татарскихъ до нашего времени. Эти былины называются историческими нѣснями 2).
„Первый шагъ къ развитію миоаа, продолжаетъ Ѳ. И. Буслаевъ, „конечно, совершается въ нѣдрахъ самой миоологіи. Но такъ какъ самое разселеніе племеиъ въ эпоху незапамятную есть
уже Факта историческій и нритомъ Факта высокой важности, то указывая на различіе национальностей въ отношеніи геограФическомъ, мы тѣмъ самымъ говоримъ ужъ и о различіи историческомъ, бытовомъ. Такимъ образомъ годовщина народная11 (т. е. праздновапіе различныхъ дней въ кругѣ годичныхъ измѣненій весны, лѣта, осени и зимы),а возникшая изъ миоовъ, олицетворявншхъ природу, общихъ всѣмъ родственнымъ племенамъ, должна была уже рано принять своеобразный Формы у Славянъ вообще и у русскихъ въ частности.
„Народная годовщина, возвращающая вѣрованія ежегодно къ одиимъ и тѣмъ же Физическимъ явленіямъ и поддерживавшая въ народѣ въ теченіе столѣтій миоологію природы, очень
рано осложнилась вліяніемъ христіанства. Національныя названія временъ года и мѣсяцевъ были замѣнены названіями греко-римскими, языческія годовщины — праздниками христіансгва. Тотчасъ же по принятіи народомъ христіанства, на календарь языческій былъ наложенъ кален
дарь церковный; миѳологія природы продолжала еще жить въ умахъ, скрытая подъ новыми
названіями, и миѳическіе образы сближались съ христіанскими именами.... У русскихъ въ древнѣйшую эпоху чествовались преимущественно Илья и Никола, а потомъ Егорій или Юрій, особенно чтимый и у нашихъ соплеменниковъ юговосточныхъ. Потому-то древнѣйшіе храмы на Руси были посвящаемы этимъ церковнымъ именамъ. Еще при Игорѣ существовала въ Кіевѣ церковь во имя св. Иліи, а на могилѣ Оскольда была построена церковь св. Николая; по лѣтописямъ, кн. Владиміръ, крестивъ землю Русскую, „постави въ Кіевѣ первую церковь св.
1) „Бытовые сдои русскаго апоса“ (Народная поэзія, историч. очерки орд. акад. Ѳ. И. Буслаева. Спб. 1887. Стр. 245—284).
2) Сборпикъ такпхъ пѣсепъ печатается мною я вскорѣ выйдетъ въ свѣтъ особою книжкою.