ной формы была выпячена на первый план. Но надо добавить, что выставка все же богата десятками новых, примененных на домах поселка, строительных конструкций, которые, бу
дучи испытаны в течение длительного времени, дадут большой материал для их правильной оценки. Кой-какие из спорных моментов в обла
сти современной архитектуры будут выставкой окончательно разрешены. Свое дело сделали образцы современной меблировки жилых комнат: простые, подкупающие удобствами и доброт
ностью. Тоже самое можно сказать по отношению к показанным на выставке всевозможным нов
шествам из домашнего хозяйства, облегчающим работу женщины-хозяйки.
Многое из выставочного материала чуждо нашим экономическим и бытовым условиям,
но кое-что должно быть полностью изучено и усвоено для улучшения нашего строительства.
* *
*
АРХ. МАРТ ШТАММ
Рядовой дом. План 1-го этажа
АРХ. МИС-ВАН-ДЕР-РОГЕ
Типовая ячейка в блочном многоквартирном доме
Под влиянием Штуттгардтской выставки, хочется поделиться некоторыми мыслями, обращенными к нашей действительности. Подобного
рода выставки для дела строительства имеют немалое, положительное значение. Если бы наши крупные строительные организации, в пределах задания по муниципальному или коопе
ративному строительству, поставили бы себе целью на подходящем земельном участке выстроить действительно образцовые рабочие жи
лые дома и двинуть бы их на общественный просмотр, то это было бы очень и очень желательно.
Прежде всего это дало бы возможность самим организациям показать имеющиеся у них достижения и тем самым зарекомендовать себя на общественном счету.
Пришел бы на выставку и рядовой потребитель этих жилищ — рабочий и служащий. Вы
ставка ему должна дать представление о том, что такое хорошее жилье, как им должно рационально пользоваться, как жить более гигиенической, более культурной жизнью. По
казать это надо на действительных, настоящих примерах. Ведь не секрет, что подчас и при достаточной площади и при всех прочих удобствах жильцы сами себе создают антисани
тарную обстановку и невозможную среду для нормального отдыха и труда.
Как сделать наше жилье красивым и удобным при наших ресурсах — это необходимо по
казать. Хорошо организованная выставка, с дельно поставленной пропагандой — учебой идей и достижений современного строительногоискусства, — такая выставка в масштабе хотя бы РСФСР чрезвычайно желательна.
Архитектор-художник В. ЩЕРБАКОВ.
ница, ведущая во второй этаж: проходить всю жилую комнату первого этажа для того, чтобы попасть во второй этаж, едва ли всегда удобно. Между кухней и передней, служащей в то же время и частью жилой комнаты, имеется не
приятный, плохо освещенный и ненужный переход. Плановое решение не представляет ни
чего нового и хуже уже известных образцов
планов рядового дома. Внешний облик — гладкие стены с оконными отверстиями, в последних тонкие железные переплеты — и все.
Наконец, примером блочного, многоэтажного, многоквартирного жилого дома может служить дом архитектора Мис-ван-дер-Роге. Ти
повая ячейка этого дома имеет две квартиры в этаже с одной лестничной клеткой. Каждая квартира состоит из передней, ванной, клозета, передней и двух-трех жилых комнат. Передняя
и клозет освещаются вторым светом. В общих чертах описанная ячейка напоминает типовые ячейки по 3 комнаты, разработанные Жилищно- Строительным Комитетом Моссовета. Ничего
нового и поучительного план ячейки для нас не представляет. Конструкция из железного каркаса с заполнением в 1/2 кирпича и 4 см. изоля
цией торфяными плитами. Изнутри и снаружи дом оштукатурен. Всего квартир в доме — 24.
Большие оконные отверстия, с зеркальными стеклами, занимая не меньше половины площади лицевых стен, дают представление не
обычного богатства света в комнатах. На фасадах выражена уравновешенность и спокойный, найденный ритм на плоскостях стен. Кры
ша — плоская, частью перекрытая козырьками, служит террасой.
Одной из главных целей выставки было показать современное дешевое, хорошее жилье для массового потребителя. В этом отношении выставка вызывает известное разочарование. Приходится отметить, что проблема архитектур