гих элементарно-необходимых строительных частей.
Интересный и важный вопрос, насколько жизненен и целесообразен тип коммунального дома, может быть решен, разумеется, лишь путем точных экономико-технических подсчетов и бытовым более или менее длительным опробованием его в натуре. Осмотр дома, произве
денный нами после его заселения через месяц,
позволяет сделать по указанному поводу коекакие замечания и выводы.
Прежде всего, принимая во внимание незначительные размеры жилых комнат, а в осо
бенности кухни, необходимо в жилых комнатах устраивать стенные шкафы, а в кухнях, помимо имеющегося стола, еще ящики и полки, на не
обходимость каковых нам указывалось при осмотре также и домашними хозяйками. В противном случае комнаты забиваются антисанитарной малоемкой мебелью, а на кухне пло
щадью 3,50—4,00 м^2 старая мебель просто не помещается. Без нее же при двух хозяйках (во .многих двухкомнатных квартирах помещаются две семьи) хозяйствовать тяжело. Без
условно необходимы балконы для выбивания пыли из вещей и ковров и общие мусоропроводы. Кухни желательно осветить непосредственным светом, наподобие либо франк
фуртской кухни, либо путем изменения плана дома и устройства иного типа коридоров. От коридорного шума желательно квартиры изо
лировать менее звукопроводными дверями и
заменой в коридорах досчатых полов эвбиолитовыми, более эластичными и скрадывающими шум шагов.
Ряд плановых решений последнего времени, очень подчас остроумных, как советского, так и заграничного происхождения (о них в бли
жайших номерах будет дана статья) указывает на значительное совершенствование типа комму
нального дома, которое сводится к уменьшению площади коридоров, большей изоляции ячеек, к устройству сквозного проветривания в квар
тирах и большей экономичности. Дальнейшая проработка этого типа жилья, в смысле боль
ших удобств и большей санитарии, несомненно открывает виды на существование и развитие этого типа жилья в будущем.
Архитектор В. ЩЕРБАКОВ.

Опытная станция Химического института ИМ. Карпова

Из числа зданий научно-исследовательских учреждений, законченных постройкой в последнее время в Москве, значительный интерес представ
ляет собой новый корпус полузаводской опытной станции Хими
ческого института им. Л. Я. Карпова, выстроенный на участке, принадлежащем институту, по Воронцову Полю.
Оригинальная планировка здания (см. приводимые планы) несколько отразилась на архи
тектурной стороне проекта. Фасады здания не производят цельного впечатления, не по
казывают производственного назначения его. Однако пла
нировка эта вызвана была следующими соображениями: 1) рельеф участка требовал при сооружении здания в другом месте или при ином плановом решении больших земляных работ; 2) здание находится на
границе с запроектированной по плану «Большой Москвы» новой улицей; 3) строительной комиссией было дано задание распо
ложить все наиболее важные производственные помещения на юг, юго-восток, юго-запад, и
Главный вход