Рационализация и удешевление строительства

Столь высокий коэффициент отрицательно отражается на общем ходе строительства и снижение его при увели
чивающемся объеме строительства не только может увеличить этот объем, но и повлияет на снижение себе
стоимости промтоваров. Надо помнить, что дороговизна теперешнего строительства обусловливает большую стоимость амортизации, а значит — и повышенную себестоимость промтоваров.
Одним из существеннейших и важнейших условий удешевления строительства является плановость, систе
ма, тщательное и вдумчивое проектирование. В этой области можно усмотреть много недочетов, так как встречаются случаи недостаточности, а иногда и полного отсутствия проработки основных заданий по составлению проектов, недостаточность предварительных исследовательских работ и т. п., производство работ без раз
решения и предварительного утверждения проектов, а также зачастую разработка детальных рабочих черте
жей в процессе производства работ, что всегда влечет за собой разные переделки и повышение стоимости строения. Можно сплошь и рядом наблюдать, как большинство госучреждений являются в стройорганизации в разгар строительного сезона со своими предложениями строительства без всяких проектов, и стройорганизациям приходится одновременно и проектировать и строить, дабы выдержать обусловленный договором срок. При таких условиях не может быть продуманности проектировки и понижения стоимости ее.
Несомненно, решающую роль в стоимости строительства играют строительные материалы, составляю
щие около 60% стоимости строительства в целом. Коэффициент строительных материалов определяется в размере 2,2, т.-е. современные цены на материалы превышают довоенные больше чем вдвое. Интересно отметить, что особенно высок этот коэффициент на те материалы, которые не связаны с фабрично-заводским
производством, как-то: лесные материалы и нерудные ископаемые. Например, круглый лес имеет 2,67, пи
леный — 2,46, бутовый камень — 2,89, песок речной — 2,93, гравий — 2,49 и т. д. Между тем, как такие материалы, как цемент — лишь 1,51, железо кровельное — 1,56, сурик железный — 1,08 и т. д.
Выполнение директивы правительства о снижении строительного коэффициента на 15% касается сниже
ния цен на материалы в размере 0,15 * 0,60 = 0,09 — 9%, но далеко не все производственные организации выполняли эту директиву и выполнение ее при условии су
ществования дефицитности значительного количества материалов связано с большими затруднениями.
Здесь уместно отметить, что цены на стройматериалы по разным заводам испытывают большие колеба
ния. Кирпич за 1.000 шт. расценивается на московских заводах в 43 руб., ленинградских заводах — 35 р., украинских заводах — 27 р. То же наблюдается и в от
ношении извести, цены на которую по разным заводам
колеблются от 28 до 35 коп. за пуд. Такое нездоровое явление пестроты цен в однородных по выработываемой продукции предприятиях должно быть тщательно про
анализировано. Должны быть проверены заводские калькуляции.
Удешевление строительства по части строительных материалов должно иметь в виду следующие мероприятия. Необходимо:
1) произвести стандартизацию зданий, позволяющую не только снизить расходы по проектированию и организации работ, но и дающую возможность постепенного перехода к стандартизации материалов;
2) заменять дорогостоящие конструкции упрощенными там, где это является коммерчески целесообразно и технически возможно;
3) максимальное использование строительных норм, не допуская повышения запасов прочности;
4) экономное и рациональное применение материа
лов с установлением предельных норм их расходования;
Рационализация и удешевление строительства тесно друг с другом связаны, так как рационализацией в строгом смысле слова являются такие новые достиже
ния, применение которых дает экономический эффект—- снижение стоимости строительства. Согласованы оба эти обстоятельства будут друг с другом в том случае, если нам удастся в конце концов осуществить строительство дешево, скоро и высоко в отношении качества.
Попытаемся уяснить и наметить в общих чертах те пути, по которым должны быть направлены наши усилия для скорейшей рационализации строительства.
Всякие новые достижения граничат с изобретательством. Однако, последнее было бы крайне неэкономично, если бы мы начали изобретать то, что уже давно открыто, и только благодаря нашему техническому невежеству оказалось забытым. Между тем, можно указать много примеров, когда наши строители в погоне за изобре
тательством расходовали средства на то, что уже давно было осуществлено, и, вместо того, чтобы затра
тить эти средства на улучшение давно изобретенного образца, занимались бесплодным «открытием Америки».
Рационализация строительного производства касается всех сторон его и выражается в рационализации строительных и технических процессов, производства стройматериалов и предметов, снабжения ими, подго
товки рабочих и технических сил, распределения и использования их по строительствам, а также организации стройаппарата.
Рационализация строительных процессов есть улучшение и удешевление производства работ путем применения надлежащих материалов, инструментов и приспособлений, облегчающих производственные процессы, а также самой техники процессов, заключающейся в надлежащей организации производственных приемов, преследующей цель наименьшей затраты энергии на осуществление их.
Под рационализацией технических процессов понимается рационализация составления проектов, ра
бочих и конструктивных чертежей, расчетов прочности конструкций, смет, отчетности, организации учета,
руководства работой. Рационализация этих действий выражается в уменьшении затраты на них сил и упрощении форм в их изображении.
Рационализация производства стройматериалов и нужных строительству предметов будет заключаться в
понижении стоимости их производства и повышении их качества и прочности. Рационализация дела снабжения ими должна иметь в виду своевременное снабжение строительства для интенсивного употребления материалов в дело с целью понижения величины капитала, затраченного на них.
Рационализация рабочей и технической силы преследует понижение стоимости затраты на подготовку их с повышением уровня технической подготовленности.
Рационализация же распределения этих сил заключается в удовлетворении потребности в них строи
тельством с повышением процента их использования и уменьшения числа безработных.
Рационализация стройорганизаций имеет своей целью определение правильного построения строительного аппарата, при котором достигались бы надлежащие результаты при наименьшей стоимости.
Установив всю обширность вопросов рационализации строительного производства, разрешение коих является делом чрезвычайно сложным, попытаемся теперь наметить те пути, по которым сегодня же должны быть направлены наши устремления. Мы проанализи
руем не только то, что надо сделать, но коснемся и уже исполненных мероприятий в области удешевления строительства.
Надо признать, что наше строительство отличается чрезмерной дороговизной. Строительный коэффициент, определяющийся в пределах 2,5 — 3, значительно превышает промышленный коэффициент, равный 1,88.