5) соответствие заготовляемых материалов требованиям проекта;
6) улучшение качества материалов:
а) кирпич, отличающийся разнообразием размеров, дает потерю на растворе при швах выну
жденной разной толщины и переплату при подборе кирпича; необходимо повышение качества кирпича для уменьшения процента боя при перевозке, с обязательством заводов производить сдачу кирпича франко постройка;
б) улучшение обработки извести, дающей отход в камнях и пр. до 20%;
в) улучшение качества алебастра, идущего при существующем плохом качестве в большем количестве, чем допускается по норме;
г) урегулирование вопроса с песком и гравием, с уничтожением монополии МКХ, как единственного в Москве государственного заготовителя;
д) улучшение качества лесоматериалов в отно
шении выдержанности его с целью уменьшения процента влажности;
7) удешевление железнодорожного тарифа на перевозку материалов;
8) заготовление заблаговременно строительных материалов с возможностью использования санного пути, что особенно важно для работ в уездах при плохих дорогах.
Немаловажную роль в отношении строительства играет рабочая сила, на которую приходится с накладными расходами 32 — 33% общей стоимости строительства. Коэффициент вздорожания рабочей силы опре
деляется в 2,51, каковой при сопоставлении с низкой производительностью труда нельзя признать нормаль
ным. Особенно заметен разрыв производительности труда и зарплаты в сравнении с соответствующими данными из практики европейского и, в частности, гер
манского строительства. При зарплате в день до 4 р. 22 к. нормы выработки каменщика в Германии определя
ются в среднем в 800 шт. кирпича в день. У нас же, при заработке до 4,5 руб., норма каменщика в среднем 400 шт. кирпича в день.
Здесь, несомненно, должна помочь рационализация производственных процессов каменщика. По данным иностранной практики, число движений каменщика при кирпичной кладке может быть сокращено с 21 до 7, при чем производительность увеличивается с 1.000 до 2.700 шт. кирпича в 8-час. рабочий день. Следо
вательно, организация и лучшая постановка процессов, облегчающих и удешевляющих производство, должны об
ратить на себя должное внимание. Здесь у нас имеются еще большие и неиспользованные возможности. Об этом можно сказать также и в отношении других видов строительных рабочих.
Особую роль в строительном производстве играет ускорение и интенсификация всех производственных процессов.
В этом отношении уплотнение видов работ должно быть поставлено на первое место. Последовательность и неразрывность производственных процессов при пра
вильности их выполнения должны иметь место во всех строительных работах. Ускорение производства работ
ведет к уменьшению сроков их выполнения, уменьшению всяких накладных расходов, в том числе— уменьшению процентных начислений на затраченный в дело капитал, а значит, и к удешевлению строитель
ства. Стремление к ускорению производства находит свое выражение в заграничной практике, где сроки вы
полнения работ, в сравнении с нашими, являются весьма малыми и где быстрота выполнения строитель
ных заданий является результатом целесообразного применения механических приспособлений и детально продуманного распорядка и соответствующего плана работ.
Далее для удешевления строительства надо принять действительные меры по линии снижения на
кладных расходов на зарплату. В этом отношении уже кое-что сделано и снижение этих расходов ожидается в этом году на 2 — 4%.
В направлении уменьшения организационных расходов и расходов по содержанию аппарата необходимо добиться максимального результата. Однако, не нужно при этом забывать, что здесь должно быть все-таки про
явлено чувство меры, так как чрезмерное снижение этих расходов может повлечь за собой недостаточность технического надзора на постройках, результатом чего может быть бесхозяйственность и ухудшение качества работ.
В деле снижения стоимости строительства имеет большое значение подбор руководителей строитель
ства, на которых должна быть возложена персональная ответственность за сроки выполнения работ и качество их. Руководители должны также нести ответственность за необоснованное превышение сметных предположений. Всякое же сокращение стоимости строительства должно премироваться и всячески поощряться.
Таковы в общих чертах основные вехи, по которым надлежит следовать в деле снижения стоимости строительства и его рационализации. Как видно, строительство обладает большими резервами для удешевле
ния, нужно только в этом деле проявить достаточную инициативу и настойчивость. Этими резервами могут считаться: рационализация, система, плановость в деле развертывания и осуществления строительства, тща
тельность и продуманность проектирования и всех данных в предварительных изыскательных работах, экономное и максимально рациональное расходование строительных материалов, наибольшая стандартизация строительства, упорядочение рынка строительных ма
териалов, повышение производительности труда и про
ведение строгой трудовой дисциплины среди рабочих, а также возложение ответственности на руководителей строительства за сроки, качество и удешевление работ.
Вопросы эти имеют первостепенное значение в нашем социалистическом строительстве и на них должно быть обращено самое серьезное общественное выполнение и особенно внимание хозяйственников и строи
тельных рабочих. Должно быть полностью обеспечено всякое движение в строительном деле, направленное к тому, чтобы строить разумно, хорошо, дешево и скоро.
М. БОРЗОВ.