Производство и потребление кирпича В МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

ло 90 милл. шт., т.-е. потребность в ввозном кирпиче здесь исчисляется в 60 милл. штук.
Следует отметить, что плановый порядок обеспечения потребителей теми или иными производителями в отношении местных организаций разрешается более или менее удовлетворительно. Строительство своевременно финансируется на заготовку строительных материалов и оно имеет возможность себя таковыми обеспечить.
Сложнее обстоит дело с промышленным строительством союзного и республиканского значения. Позднее
утверждение финансовых планов создает ажиотаж на рынке строительных материалов и, в частности, кирпича.
В положении с кирпичем на 1929 год также предвидится ряд затруднений.
Хотя производительность предприятий на территории Москвы и губернии увеличится на 100 милл. штук (всего 470 милл. штук), но потребность также увели
чивается на 75 милл. шт. (500 милл. против 425). Кроме того, разрыв в сроках выпуска кирпича и потребности в 1929 году будет еще значительней, так как к строительству приступят еще раньше, а расширение производства даст кирпич только к концу сезона.
Увеличение разрыва против такового же в 1928 году определяется в 50 — 75 милл. Таким образом, необ
ходимость ввоза кирпича в 1929 году определяется в 80 — 100 милл. штук.
Что касается местных московских организаций, то производство кирпича даст по ним около 400 милл. штук при потребности в 450 миллионов.
Таким образом, и московским организациям в 1929 году придется ввозить около 50 милл. штук кирпича.
В заключение следует отметить, что Президиум Московского Совета еще в прошлом году издал поста
новление о замене дефицитных материалов другими. В зданиях жилого назначения все внутренние конструкции предложено делать из бетонных камней, бе
тона или железобетона; в зданиях промышленных, торговых, общественных и других нежилого назначения установлена почти во всех случаях полная замена кирпичных зданий железобетонными или бетонными карка
сами с бетонными или скомбинированными заполнениями.
Таким образом, замена кирпича может иметь место, главным образом, в промышленном строительстве.
Но выполнение этого постановления требует серьезной технической подготовки, которую промышленное строительство недостаточно отчетливо провело, отчасти за поздним утверждением финансовых планов.
В. ЖЕЙЦ.

Нак не надо строить

(Об одной четырнадцатимиллионной постройке).
В настоящее время приступлено к работам по постройке Дома Правительства. Стоимость этого сооружения исчисляется, примерно, в четырнадцать миллионов рублей. Строительный объем его равен 340.000— 360.000 куб. метров. Это огромное здание предположено осуществить в Москве по Берсеневской набережной, рядом с Каменным мостом.
Стоимость здания, его объем, расположение в одном из красивейших мест Москвы, казалось бы, требо
вали, совершенно необходимым какое-то предварительное тщательное и всестороннее обсуждение всех вопросов, связанных с его постройкой. Казалось бы, со
вершенно необходимым разрешать проблему постройки такого здания методами общественными, привлекая к ре
шению ее широкие круги всей советской общественности, кровно заинтересованной в украшении Москвы здания
ми современной передовой архитектуры. В данном же случае можно усмотреть совершенно обратного порядка явление. Проект был изготовлен помимо открытого Всесоюзного конкурса, что является нарушением основного правила, гласящего, что все сооружения крупного размера, представляющие по своей идее нечто незаурядное, должны проходить через большой, правильно организованный конкурс. Такому конкурсу должно пред
[*)] Заводы производительностью около 20 милл. штук кирпича перейдут от кооперации к промторгам.
Потребность же для строительства 1928 года исчисляется в 425 — 450 милл. штук. Кроме того, разрыв в сроках выпуска готового кирпича дает значительную цифру, примерно, в 50 — 75 милл. штук.
В результате недостаток кирпича по всем видам строительства на территории Москвы и губернии в течение 1928 года определяется, примерно, в 125 милл. штук кирпича.
Этот недостаток покрывается за счет привозного кирпича из Украины, Ленинграда и других мест. Острота вопроса усиливается еще ажиотажем, создаю
щимся вокруг дефицитного материала и стараниями одних организаций «захватить» местный кирпич, чтобы этим заставить другие обеспечивать себя привозным кирпичем.
В таких условиях производственные организации естественно удовлетворяют в первую очередь потреби
телей, с которыми они хозяйственно связаны. Отсюда получается как в отношении производителей кирпича, так и в отношении потребителей разделение на местные организации, с одной стороны, и союзные и республиканские, — с другой.
Производство кирпича по местным московским организациям (МСНХ, промторги, МКХ) исчисляется в 285 милл. шт. Потребность же, учитывая разрывы в сроках выпуска готового кирпича против сроков потреб
ности, определяется в 375 милл. штук, — таким образом,
и местным организациям приходится ввозить не менее 90 милл. штук кирпича.
Что касается строительства союзного и республиканского значения, то при потребности в 150 милл. штук удовлетворение местным производством составляет око
[☛]