7 августа 1806 года экспедиция прибыла благополучно в Кронштадт, пробыв в кругосветном плавании три года и 12 дней.
Крузепштерн, как главный руководитель экспедиции, был принят Александром I, который приказал вычеканить медаль в память первого русского кругосветного плавания и издать составленное
Крузенштерном описание путешествия с рисунками, картами и т. п. Эта книга Крузенштерна, имеющая заглавие «Вокруг Света», была тотчас же переведена на главнейшие европейские языки и поставила имя автора в ряды знаменитейших ученых мореплавателей.
После экспедиции Крузенштерна русское правительство снарядило в 1807 году новую экспедицию для исследования северной части Великого океана. Начальником этой экспедиции был назначен капитан Головнин, только что вернувшийся перед этим в Россию из Англии, где он служил в течение пяти лет в английском флоте.
Для плавания Головнину было дано одно небольшое судно «Диана».
Главной целью экспедиции Головнина было описание северной части Великого океана и в то же время установление пути на Дальний Восток из России мимо мыса Доброй Надежды.
Выше мы видели, что Крузенштерн избрал путь из России на Камчатку мимо берегов Америки и мимо мыса Гоорн, Головнин же решил плыть вдоль берегов Африки и обогнуть мыс Доброй Надежды, чтобы выяснить, который путь на Дальний Восток будет наиболее удобным.
«Диана» покинула Кронштадтский порт 25 июля 1807 года. После недолгой остановки в Копенгагене и Портсмуте, «Диананаправилась к берегам Африки. Миновав благополучно Азор
ские острова и острова Зеленого мыса, «Диана» достигла мыса Доброй Надежды. Головнин решил сделать остановку в Столо
вой бухте, чтобы исправить некоторые повреждения на корабле и пополнить запасы провианта. Однако ему ничего не удалось сделать. На мысе Доброй Надежды его ожидала большая не
приятность. После отъезда Головнина из России, между Россией и Англией произошел разрыв, и поэтому английский губернатор Капштадта тотчас по приходе «Дианы» в Столовую бухту отдал приказ арестовать русский корабль и объявил Головнину, что он и его спутники считаются английскими пленниками. Впро
чем, губернатор позволил Головнину и всему экипажу «Дианыжить на корабле.
Головнин прожил таким образом несколько месяцев. Не видя конца своему плену, он задумал бежать на «Диане». Однако выполнить эту задачу было не легко: «Диана» была отве