в темном сарае, и через семь недель мучительного заключения привезли в город Матсмай. Здесь пленники решили спастись из плена бегством, добраться до берега моря, завладеть какой-либо рыбацкой лодкой и на ней достигнуть Камчатки. Однако это предприятие не увенчалось успехом; хотя Головнину и его товарищам и удалось бежать из тюрьмы, но на девятый день их ски
тания по горам и долинам острова Матсмая японцы поймали их и привели обратно в тюрьму. Головнин и его товарищи томи
лись в плену у японцев 26 месяцев и 26 дней. Только 1 октября 1813 года в залив Хакодате пришла «Диана», и после долгих переговоров японские власти отпустили русских пленни
ков. 3 ноября «Диана» прибыла в Петропавловскую гавань на Камчатке.
«В это время года,— говорит Головнин,—пустынная Камчатка со своими горами,
сопками и лесами была по
крыта глубоким снегом, но нам она показалась раем, потому что составляет часть России.
Навстречу нам выехали знакомые офицеры, которые смо
трели на нас, как на выходцев
с «того света». С большей радостью они не могли бы встретить родных братьев».
22 июля 1814 года, т.-е. ровно через семь лет после начала экспедиции, «Дианавозвратилась в Петербург. Го
ловнин, в награду за все
понесенные им лишения, был произведен в капитаны второго ранга и получил пожизненную пенсию в 1500 рублей в год.
Матросам, бывшим с Головниным в плену, были также назначены пожизненные пенсии, и им было разрешено выйти в отставку, когда они этого пожелают. Головнин составил подробное описание своего пребывания в плену у японцев; это сочинение было издано в 1819 году. Оно было переве
дено на многие европейские языки и обратило на себя особенное внимание в Англии, где, равно как и во Франции и в Германии, выдержало несколько изданий.
В 1816 году капитан Головнин был избран в почетные члены государственного адмиралтейства, а в 1817 году был назна