ких широт, каких можно будет достигнуть. Беллингсгаузен должен был употребить все усилия, чтобы возможно ближе проникнуть к южному полюсу, отыскивая неизвестные земли.
В распоряжение Беллингсгаузена было дано два небольших судна—«Восток» и «Мирный»; командование на «Востокевзял на себя Беллингсгаузен, а командиром «Мирного» был назначен лейтенант Лазарев. Экспедиция вышла из Кронштадта
4 июля 1819 года. 15 сентября Беллингсгаузен достиг уже острова Тенерифа, где сделал остановку в бухте Санта-Круц. Отсюда Беллингсгаузен направился к берегам Бразилии; 18 октября корабли перешли экватор, а 2 ноября экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. Здесь корабли простояли 3 недели, чтобы дать возможность матросам отдохнуть от долгого плавания.
22 ноября Беллингсгаузен покинул порт Рио-де-Жанейро и направился на юг. 15 декабря мореплаватели увидели острова Валлиса и Георгия и, осмотрев их, открыли еще третий неизвестный до этого времени остров. Беллингсгаузен назвал его остро
вом Анненкова в честь одного из своих офицеров. 20 декабря мореплаватели увидали первые плавающие льдины; температура с каждым днем понижалась; почти все время шел снег, и на море стоял густой туман. Несмотря на это Беллингсгаузен продолжал плыть вперед. Почти целый месяц русские корабли пробирались среди плавающих льдов и ледяных полей. 21 января
1820 года Беллингсгаузен достиг 69° 25 южной широты. Дальнейшее плавание оказалось невозможным. Впереди кораблей виднелись сплошные ледяные поля и горы. Вследствие этого Беллингсгаузен отдал приказ плыть на северо-восток. После не
скольких дней плавания Беллингсгаузен снова направился на юг. 5 февраля корабли перешли в третий раз южный полярный круг. На этот раз попадались лишь небольшие плавающие льдины, и Беллингсгаузену удалось достигнуть почти 70° юж
ной широты. Дальнейший путь оказался снова невозможным по причине льдов, и Беллингсгаузен решил итти в Тасманию и в порт Джаксон, чтобы сделать необходимый ремонт судов.
27 марта корабли Беллингсгаузена были уже в виду берегов Австралии. 30 марта, после 4 месяцев и 11 дней непрерывного плавания в южных полярных морях, русские мореплаватели высадились в порте Джаксоне.
После 38-дневной стоянки в Австралии, 8 мая Беллингсгаузен отдал приказ выйти в море. На этот раз он решил, прежде чем плыть к полюсу, зайти на Новую Зеландию и к острову Опаро, открытому Ванкувером. 28 мая Беллингсгаузен пристал к берегу Новой Зеландии в заливе Королевы Шарлотты. На русские корабли тотчас же приехали на лодках туземцы. Остановив