26 июля к месту зимовки Джексона пришел корабль «Виндвард», на котором все путешественники и отправились в Европу.
14 августа «Виндвард» прибыл в Варде, откуда Нансен послал телеграммы о своем возвращенни. 20 августа Нансен прибыл в Гаммерфест, куда выехала встречать Нансена и его жена.
В этот же день Нансен получил телеграмму от Свердрупа
с «Фрама». «Фрам» пришел благополучно в Тромсе. 9 сентября «Фрам» входил в гавань Христиании, где возвратившимся морякам была устроена торжественная встреча.
Трехлетние скитания были кончены. «Льды и полярная ночь,— говорит Нансен,—казались нам теперь отдаленным сном, видением из другого мира, сном, который возник и снова рассеялся. Но какой смысл имела бы наша жизнь без таких сновидений?..».
VI.
Плавание «Фрама» после ухода Нансена.— Научные результаты экспедиции Нансена.
После отъезда Нансена и Иогансена 14 марта 1895 г. на север, жизнь на «Фраме» продолжалась попрежнему. Дни, недели, месяцы проходили в томительном однообразии, не принося с собою никаких перемен. Каждый из путешественников был занят своим делом. От времени до времени под наблюдением ка
питана Свердрупа производились измерения морской глубины. Много было работы и со льдинами, нагромождавшимися иногда вокруг «Фрама» в таком огромном количестве, что всему экипажу
приходилось работать целыми днями для того, чтобы ослабить их давление па борты корабля. Не раз приходилось взрывать льдины при помощи динамита и пороха.
Придерживаясь инструкции, данной Нансеном, капитан Свердруп отдал весною 1895 г. приказание приготовить сани и каяки на случай, если бы пришлось покинуть «Фрам» и отпра
виться на юг по льду. Но никто не хотел верить, что придется бросить «Фрам» во льдах, и с наступлением лета все члены экспе
диции преследовали одну цель—вывести «Фрам» в открытое море. Поэтому, когда лед разрыхлялся под лучами солнца, весь эки
паж «Фрама» прилагал все усилия, чтобы оторвать судно от примерзших к нему льдин и подвинуть его вперед. Но эти усилия не приводили ни к чему, и «Фраму» и его экипажу пришлось пробыть в полярной области еще одну зиму.
С наступлением весны 1896 г. снова закипела работа по освобождению «Фрама» из ледяного плена. В ожидании этого освобождения паровой котел, машина и винт были приведены в исправность; затем во льду была пробуравлена дыра, куда был заложен