Арх. А. И. Мешков

Фабрика

кухня- СТОЛОВАЯ

Фабрика-кухня—Ленинградское шоссеОбщий вид
Главная лестница
Деталь бокового фасада
Общественное питание, являющееся одним из важных факторов в социалистическом строительстве, на
чинает приобретать широкие размеры на базе нашего общего хозяйственного роста. Во всех городах Союза развертывается крупное строительство общественных столовых. Вместе с этим отходят на задний план и кустарные способы приготовления пищи, меняется облик кухонь при столовых.
В связи с расчетом вновь строящихся столовых на широкое массовое пользование ими, обычные кухни при столовых перестали удовлетворять потребностям
и появилась необходимость постройки специальных фабрик-кухонь, снабжающих готовыми обедами сто
ловые и отпускающих обеды и полуфабрикат на дом. Все это, в свою очередь, ведет к освобождению женщины от кухонного очага, создавая тем самым условия для всестороннего развития ее и для полного фактического равноправия с мужчиной.
Если в первые годы удовлетворение новых культурных и бытовых потребностей получало разрешение в постройках клубов вместе со столовыми и кухнями,
то теперь вместе с ростом этих потребностей каждая из ЭТИХ частей вырастает в крупную самостоятельную единицу. Одной их таких единиц становится и фабрикакухня Такая дифференциация и разграничение функ
ций выдвигают перед архитектором новые задачи, требующие новых приемов и методов в их разрешении.
Фабрика-кухня вместе с приобретением самостоятельного значения получает также и свои особенности становясь прежде всего в разряд фабричнозаводских предприятий. Вопросы же фабрично-заводской архитектуры до сих пор у нас не получают доста
точно полного разрешения. К архитектуре фабрики, завода к сожалению, во многом остается такое же отношение как и прежде. Основной характер всякого ста
рого производственного предприятия выражался в определенной форме взаимоотношений людей и вещей, где главное—это машина, человек же придаток ее, а отсюда и условиям труда рабочего и обслуживаю
щем рабочим помещениям уделялось последнее место. Во вновь строящихся фабриках и эта сторона, имеющая первостепенное значение, казалось бы, должна занимать в ряде других вопросов особое место.
Производственная же сторона фабрики-кухни связана, кроме того, с целым рядом вопросов специальных устройств: холодильных, складочных помещений, заготовочных, кухонь, прачечных, утилизации отбросов и пр. У нас еще не имеется большого опыта в строительстве фабрик-кухонь, а поэтому поставленные во