Прорыв верховой и низовой перемычек и ее разрушение внезапным подъемом воды на р. Кержач. Снимок сделан в день прорыва
Одновременно напором была снесена полностью вся низовая досчатая перемычка.
Счастливо сохранившаяся часть перемычки перед наиболее разру
шенными шлюзовыми воротами плотины спасла последнюю от полного разрушения.
Неожиданная прибыль воды, при наличии верховой перемычки, устоявшей напору воды, могла бы оказаться роковой для фабрики, ибо вода, подпертая сопротивляв
шейся перемычкой, первоначально хлынула бы как поверх перемычки, так и в обводной питатель
ный канал, который расположен очень близко к фундаменту тор
цевой стены большого многоэтажного фабричного корпуса.
При наличии энергичного и полного течения воды в канале мог произойти размыв недостаточно крепкого откоса, прикрывающего фун
дамент фабричного корпуса, и, надо полагать, только «счастливое несчастье» — прорыв перемычки — отвел сильную струю воды из кана
ла и тем предотвратил опасность корпусу фабрики.
Описанный факт с полной очевидностью указывает на то, как недопустимо начинать работу, связанную с водной стихией, не иссле
дованной, не изученной и не взвешенной во всех деталях. Имея наиболее существенные гидротехнические данные и, прежде всего, о геологическом строении дна, можно было бы более уверенно остановиться на строго, необходимой глубине забивки свай. Зная ха
рактерные свойства течения реки, можно было бы
каким-нибудь способом укрепить дно ее перед перемычкой.
Имея изученные данные о режиме подъемов воды в реке в дождливое время года и о состоя
нии верховых гидротехнических сооружений, можно было увязать устройство перемычек с рядом необходимых предохранительных при
способлений на канале и более солидных сливов на перемычках, как и более мощное устрой
ство верховой перемычки и не подвергать, таким образом, опасности размыва питательного водяного канала и разрушения верховой перемычки.
В результате происшедшей катастрофы, между фабрикой и госконторой затеялась тяжба, затянувшаяся надолго.
Описанная история закончилась тем, что фабрика передала завершение ремонта плотины «Водоканалу», но уже по более обдуманному и серьезному плану и проекту работ.
Второй пример, о котором мы хотим здесь рассказать, еще не дал таких эффектных результатов, так как весеннее половодье еще впереди, да сама по себе и постройка не из крупных.
Если мы позволяем себе останавливать на ней наше внимание, то исключительно по принципиальным соображениям.
рыми только и возможно было приступить к ответственной и серьезной работе.
Медлить было нельзя: строительный сезон истекал, а до осеннего паводка и ледохода оставалось времени немного.
Для начала работ необходимо было сделать на протяжении почти 150 метров верховую пе
ремычку в 2 ряда шпунтовых брусчатых свай, с внутренним заполнением глиной и низовую досчатую, также шпунтовую.
Госконтора, заключив договор с фабрикой, немедленно приступила к работам и поставила на забивку свай 5 ручных копров.
В период забивки замечалось, что от первых ударов бабы сваи чрезвычайно легко входили в землю; между тем это обстоятельство не было достаточно внимательно учтено.
Перед закрытием перемычек, от одной к другой на уровне поднятой воды, были устроены сливные лотки, по которым вода перебрасы
валась с верховой стороны на низовую, минуя плотину.
Когда, наконец, верховая перемычка была закрыта и одновременно закончена низовая дос
чатая перемычка, то приступили к откачиванию воды насосами из пространства между перемыч
ками, а затем и к отрывке земли под полом прибрежного шлюза...
В дождливый осенний период рано утром раздался сильный треск рвущегося и ломающегося где-то, на плотине, дерева.
Оказалось, что в ночь на это утро по какимто причинам начался резкий подъем воды в реке.
Вода сильным потоком надавила на верховую перемычку, перебросилась каскадом че
рез нее, затопила пространство между обеими перемычками, образовав около них водовороты,
и быстро размыла в одном месте иловатое дно реки до самого конца забитых свай.
Будучи лишенными опоры, сваи стали ползти по дну; головные рамные брусья свай динамического напора не выдержали, и вся перемычка разломалась пополам.
Вода хлынула в образовавшийся прорыв, увлекла за собой разломанные части перемычки и интенсивно стала размывать прилегающие ее части.