Обозначив далее эксплоатационные расходы через:
то по истечении Т лет сумма этих расходов выразится:
Э = (а + b +... + d) AT.
Дальнейшее рассуждение поясним примером: Возьмем два жилых дома, каждый на 4 квартиры, жил. площ. 60x4=240 м2.
Для сравнения рентабельности затрат можем рассуждать так:
По форм. (3) к концу амортизационного срока второе строение вызовет расход (считая за капитал 4%)
Оценивая материал от здания после слома в 5% его стоимости, т.-е. 0,05 * 30600 = 1530 р., после вычета его из суммы общего расхода за Т лет, получим окончательно:
К этому времени эксплоатация первого дома приведет к следующему результату:
Общую сумму расхода получим, прибавив эксплоатационные расходы за 25 лет, а именно:
Таким образом, ясно, что уже к сроку амортизации второго здания получается экономия 105264 — 66366 = 38898 руб. Она, примерно, равна стоимости второго здания. Большая рен
табельность затраты капитала на первое здание очевидна.
Это рассуждение можем продолжать далее. Срок службы первого строения в три раза больше второго. Следовательно, может возникнуть мысль, что выгоднее три раза заново по
строить более дешевое здание, чем один раз дорогое. Проверим и это предположение:
Следовательно, это предположение оказывается неверным, — первое здание обойдется «дешевле» на
315792 — 254100 = 61692 руб.
В наше время затрата капитала на длительное время не всегда целесообразна. Так, на
пример, для фундаментального жилищного строительства этот срок едва ли должен превышать сроки жизни одного человеческого поколения, т.-е., примерно, 75 лет. Успехи техники, эволюция социальных форм и т. д. непрерывно изменяют и наши вкусы, требования гигиены, комфорта и т. п., чем и вызывается не
обходимость менять жилище так же, как время-от-времени меняют на благоустроенных заводах устаревшие машины на новые. К этому сроку — 75 лет — и следует относить рассужде
ния в поисках optimum′а, о котором здесь идет речь.
Рассматривая формулу (3), мы видим в ней
три элемента :
P_ii = 106794 — 1530 = 105264 руб.