для кур, сюда же входят сени и луфтклозет с торфяной засыпкой, — канализации в поселке нет. На одно жилище приходится 450 кв. м. площади, из них 300 кв. метр. идет под сад-огород.
Строительство кредитуется государством. Стоимость, приходящаяся на одну квар
тиру, составляет 9.500 марок. Жильцом
уплачивается 1000 марок при въезде, а потом 325 марок квартирной платы ежегодно, куда входит также погашение задолженности госу
дарству. Одна квартира без работ по плани
ровке улиц и пр. обходится 7.800 марок. Куб. метр здания стоит 24 марки.
Интересно, что мы здесь имеем блок не только квартир, но и отдельных жилищно-хозяйственных ячеек. Каждая ячейка, состоящая из квар
тиры, сарая, дворика и огорода, живет со
вершенно самостоятельной от других ячеек жизнью.
Устремления к индивидуализации и замкнутости своего жилища у обывателя-потребителя Германии чрезвычайно велики. Они
распространяются также и на внешние формы жилища и архитектору приходится считаться с желанием потребителей, чтобы квартиры под одной крышей были отмечены как индивидуальные ячейки.
Гропиус, ратуя за нормализацию в строительстве, предвидит возражения относительно лишения — возможного здесь — всякой индивидуальности внешних форм жилища. «Ошибочно думать, — говорит он, — будто индустриа
лизация строительства приведет к безобразным формам архитектуры». Это может возникнуть лишь при очень схематическом употреблении
типов и легко устранится хотя бы одним их перемешиванием.
В. БАБУРОВ.

Строительство и периодическая печать по строительству.

В СССР в 1928 году издается 1.291 журнал; из них только 4 журнала посвящены строительству.
В настоящее время дальнейшее улучшение качества строительства неотделимо от развития, качественного улучшения и культурного роста самой тех
нической мысли. Между тем, недостаток, ограниченные размеры существующих строительных журналов не удовлетворяют тем запросам, которые предъявляются к ним строительством, строителями, темпом развития современной технической мысли, и понятно, что куль
турно-технический рост тормозится, а результаты этого торможения сказываются на строительстве.
Подчас приходится наблюдать, как одна и та же ошибка последовательно повторяется на целом ряде сооружений, вследствие лишь того, что она своевременно и полно не была опубликована в технической печати. С другой стороны, о имеющихся, довольно многочислен
ных крупных и мелких, достижениях в строительстве тоже недостаточно известно широким кругам строите
лей, потому что на их опубликование не хватает места, тираж строительных журналов мал, а цена высока. Часто, поэтому, уже открытое достижение вновь «от
крывается» десятки раз оторванными друг от друга строителями, бесцельно тратятся время, деньги, труд.
Западная техника, европейские и американские достижения остаются неиспользованными широкими кругами строителей по следующим причинам: 1) незнание языков, 2) относительная дороговизна иностран
ной литературы для бюджета среднего техработника, 3) недостаточность, а подчас и полное отсутствие иностранной технической литературы в библиотеках. Переводы же помещать в советских журналах с той пол
нотой, какой это требовало бы дело, нет возможности из-за отсутствия места для них. Поэтому нет плодо
творного соприкосновения, связи нашей технической мысли с технической мыслью заграницы, отсюда некоторый провинциализм, отсталость, техническая робость, либо весьма вредное псевдо-техническое всезнайство. Весьма существенные технические проблемы строи
тельства sa неимением места недостаточно освещаются, не дискуссируются, мысль не будируется.
В описанных явлениях, проистекающих от недостатка технической периодической литературы, кроется значительная часть недочетов строительства — жилищ
ного, промышленного и проч., его дороговизна, его техническая безграмотность, его чудовищная, особенно в провинции, некультурность.
Сообщим некоторые сведения, касающиеся строительных и прочих журналов (по данным Всесоюзного Контрагентства).
Журналов строительных всего в СССР — четыре: 1) «Строительная Промышленность», тир. 7.000 экз., стоимость номера 1 р. 25 к., журнал помимо жилищного и промышленного строительства обнимает и дорожное строительство, производство строительных материалов, мостовое строительство и проч.
2) «Современная Архитектура» — скромный по объему журнал, посвященный современной архитек
туре. Тир. 2.000 — 2.500 экз., стоимость номера 2р.50 к.— 3 р. 50 к., — цена, совершенно недопустимая.
3) Журнал «Жилище», издаваемый в Ленинграде, тираж и стоимость неизвестна, и
4) «Строительство Москвы». Тираж 6.500 экз., стоимость номера 25 коп.
И все — на весь СССР.
Чрезвычайно любопытны и поучительны журнальные данные, касающиеся других отраслей науки и техники. Например, по различным отраслям медицины в СССР издается 56 журналов. По сравнению со строи
тельной областью здесь имеется относительный избыток, значительно более благоприятное положение. Мы не хотим, конечно, этим сказать, что наука о медицине не заслуживает издания пятидесяти шести журналов, — нет, мы очень далеки от этого, но лишь хотим сказать, что по науке о строительстве четырех журналов недостаточно.
Примечательны аналогичные данные по Германии. Там журналов, относящихся непосредственно к жилому и промышленному строительству, в 1927 году издавалось 18; это — помимо целого ряда журналов, относящих
ся только к производству строительных материалов; кстати следует отметить обилие и высокое качество иллюстративного материала немецких журналов, ка
ковой составляет существеннейшую часть технической литературы.
Стоимость одного экземпляра немецкого журнала колеблется от 1 — 3 марок (0,50 — 1,50 р.). Тираж неизвестен, но, надо полагать, вследствие их междуна
родного распространения, достаточно солидный. Один из американских журналов «Инженерные Рекорды» (по которому были данные) имеет тираж в 38.000 экз.
Выводы из сказанного выше напрашиваются сами собой. Улучшение и удешевление строительства воз