можно при неуклонном повышении культурного уровня технической мысли, последнее же возможно при наличии дельных, быстрых (еженедельных, а не месячных, как теперь) строительно-технических журналов. Су
ществующие журналы должны быть расширены, либо заново реорганизованы. В журналах должно полно, серьезно и научно освещаться советское строительство; должен систематизироваться, обобщаться имеющийся строительный опыт; журналы должны своевременно ставить на обсуждение важнейшие проблемы текущего дня, способствовать активно строительству, пре
дупреждать возможные и подчас непоправимые ошибки. Европейскую технику журналы должны сделать достоянием широких технических масс, а сейчас она является
достоянием немногих счастливцев, владеющих однимдвумя языками. Журналы должны окружить себя деятельной, жизнеспособной средой многочисленных кор
респондентов, начиная от рабочего и кончая старшим архитектором; должен быть создан институт техкоров. Наконец, одно из важнейших условий для продвиже
ния техзнания в широкие массы — журналы должны быть доступны по цене. Цена в 1 р. 25 к. за один номер высока, а в 2 р. 50 к. — 3 р. 50 к. — недопустима. Ко
гда у нас будут богатые по содержанию и дешевые по цене, массовые строительно-технические журналы, недостатки строительства будут радикальнейшим образом изжиты, — иначе воз будет стоять на месте.
Архитектор В. ЩЕРБАКОВ.

Санитария и жилищное строительство Моссовета[*)].

Говорить о каком-либо участии санитарного надзора в деле жилищного строительства в дореволюционное время не приходится. Строители, находясь все
цело в зависимости от желаний и вкуса заказчиков, менее всего думали при постройке жилых домов о вы
полнении санитарных требований — было бы доходно и внешне красиво. Отсюда — дворы-колодцы, полутем
ные, а то и вовсе темные жилые комнаты, не говоря уже о служебных помещениях, квартиры без солнца и воздуха, жилые — не только полуподвалы, но и подвалы и т. п., — всех грехов не перечесть.
Декрет СНК о жилищно-санитарной инспекции дал возможность санитарному надзору проникнуть в ту область, где, казалось бы, ему принадлежит первое место. К участию в разработке проектов строительства Моссовета санитарный надзор был привлечен с са
мого момента его возникновения и типовые проекты жилых домов муниципального строительства 1925 г. были составлены с выполнением всех основных требо
ваний санитарии. Квартиры были запроектированы сквозного проветривания, все помещения, включая и служебные (передняя, клозеты), были светлые, жилые комнаты по преимуществу располагались по одному фасаду, что давало возможность в любом участке расположить дом так, чтобы все они имели солнечное освещение, что для типового проекта весьма важно.
При этих условиях здания, однако, получались длинные и узкие, с весьма извилистым периметром, и из чисто экономических соображений дороговизны по
стройки таких домов (большое протяжение наружных стен) и невыгодности их эксплоатации (повышенный расход топлива) эти проекты были отклонены, и был составлен новый типовой проект, исходным пунктом для которого послужил один из домов, переделанных Моссоветом в жилой из фабричного помещения.
Основным недостатком плана домов этого типа являлось отсутствие возможности сквозного проветривания квартир, — условие, необходимое для поддержа
ния должной чистоты воздуха в квартире. Расположе
ние окон жилых комнат каждой квартиры по одному фасаду, при требовании дать солнечное освещение ка
ждой квартире, затрудняло постановку таких домов на любом участке, так как выполнить это требование воз
можно было бы лишь при условии, что длинная ось здания располагается строго с севера на юг; всякое отклонение от этого направления ставит поло
вину квартир в невыгодное положение по отношению к солнцу, а при расположении длинной оси здания с востока на запад обрекает квартиры на полное отсутствие солнца. Приходилось соответственно этому под
бирать строительные участки, бракуя те из них, где фасадная линия не соответствовала указанному напра
[*)] Редакция считает некоторые положения, выдвинутые автором, спорными.
влению, тем не менее, так как однообразие и расположение ряда однотипных корпусов производит не
приятное внешнее впечатление казарменности, на тех участках, где строился целый ряд корпусов, приходилось в известной части делать отступления от мери
дионального направления и часть квартир при этом попадала неизбежно на север и лишалась солнца (планировка на Мытной ул.).
Вторым недостатком зданий типа 1925 г. было отсутствие непосредственного дневного света в некоторых из служебных помещений и недостаточность его в ча
сти жилых комнат. Во всех этих домах как передние, так и клозеты или вовсе не освещены (если, например, клозет выкраивается за счет площади жилой комнаты), или в лучшем случае освещены вторым светом из кухни при сомнительной возможности проветривания их в летнее время. Значительная часть комнат была запро
ектирована настолько глубокими, что дать достаточное дневное освещение в глубине их при данной высоте
помещения было совершенно невозможно, а, кроме того, размер принятых стандартных окон в иных случаях оказался недостаточен и соотношение световой площади окна к площади пола, вместо заданных не менее 1/10, получилось в некоторых комнатах 1/14 и даже 1/16. В строительстве 1926 г. этот промах был учтен и размер стандартных окон был увеличен.
В 1925 г. дома строились в 3 этажа. Конечно, с ортодоксальной точки зрения только особняковые квартиры могут вполне удовлетворить требованиям ги
гиены. Однако, наличие жестокого жилищного кризиса с неизбежным переуплотнением живущих прежде всего требует увеличения жилой площади. Это — основное зло нашего времени, и потому прежде всего необ
ходимо за ту сумму денег, которая может быть вложена в жилищное строительство, дать максимум жилой площади, может быть, и не вполне совершенной. Учи
тывая это, и санитарный надзор, конечно, должен итти на постройку многоэтажных зданий с достаточным до
ступом света и воздуха во все квартиры, но повышение этажности должно итти лишь до тех пределов, когда оно вносит действительное удешевление куба стоимости
здания. Так как теоретические подсчеты, имеющиеся как в немецкой, так и в русской литературе, указывают, что заметное удешевление куба постройки жилого здания имеет место лишь до 3 — 4 этажа, то высота домов в постройке 1925 г. и была принята в 3 этажа.
Строительство 1926 г. мало чем отличалось в своей планировке от строительства 1925 г.: было лишь усилено освещение комнат увеличением стандартных размеров окон и высота зданий доведена до 4-х этажей.
В 1927 г. типовые проекты домов муниципального строительства были в корне переработаны в целях получения квартир сквозного проветривания, т.-е. в основу пересмотра был положен принцип получения лучших санитарных условий. Удорожило ли это по