стройку? Подсчеты, сделанные в 1926 г. на конкретных примерах муниципального строительства, под
твердили правильность взгляда, что куб зданий с квартирами сквозного проветривания обходится до
роже. Однако, более детальные изыскания 1927 г. показали, что, благодаря тому, что в квартирах сквозного проветривания можно достигнуть гораздо лучше
го соотношения между жилой и нежилой площадью, стоимость единицы жилой площади в домах сквозного проветривания не выше, а при известных условиях может быть даже и ниже, чем в квартирах односторон
них. Постройка домов сквозного проветривания была, безусловно, большим санитарным достижением. Вместе с тем устранялись и другие санитарные недостатки: уменьшалась глубина комнат, вследствие чего выигры
вало освещение их: каждая квартира, имея окна на два противоположные фасада, в известной своей части уже обязательно получала солнечное освещение, а это в свою очередь давало возможность более свободного размещения отдельных корпусов на строительном участке, относя на северную половину горизонта тот фасад, по которому расположены преимущественно слу
жебные помещения (лестницы, кухни); с этого года превалирующим является расположение зданий длин
ною осью в диагональном направлении по отношению к главным сторонам света (планировка на Шаболовке). Впервые часть домов в этом году проектируется с ванными помещениями. Клозеты хотя и остаются освещенными вторым светом, но, получая его через ванное помещение, возможно при открытии фрамуги проветри
вание и этого помещения. Одновременно с этим идет дальнейшее увеличение высотности зданий: как пра
вило, дома ниже 5 этажей не строятся, но некоторые проектируются в 6 и частью 7 этажей, при чем плот
ность застройки остается без изменения, — иными словами, значительно увеличивается количество населения на единицу поверхности участка, достигая 600 — 700 че
ловек на 1 гектар, т.-е. плотности, которая может поспорить с плотностью центральных районов Бер
лина. Такая скученность, безусловно, является опасною в смысле эпидемиологическом и не дает благо
приятных условия для отдыха (шум). Необходимы прямые подсчеты, насколько дальнейшее повышение этажности оправдывает себя экономически. К сожа
лению, у нас, в Москве, таких подсчетов не сделано, подсчеты же, сделанные в ленинградском рабочем строительстве, показали, что стоимость 1 кв. метра жи
лой площади в кирпичном одноэтажном доме определяется в 220,3 р., в двухэтажном — 190,52 р., в трехэтажном — 172,61 р., в 4-этажном — 164,63 р., — иными словами, уже на четвертом этаже удешевление настолько незначительно, что не может в достаточной мере оправдать той опасности и того беспокойства, которые связаны с жизнью в многоэтажном доме. Можно с уверен
ностью сказать, что пятый этаж удешевления не даст, возможно, даже удорожание, а санитарное состояние значительно ухудшится: тяжелые подъемы, отрыв
от земли, опасность эпидемий, беспокойство и т. п., не говоря уже о пожарной опасности таких домов. Учитывая последнее обстоятельство, для постройки домов в 6 и более этажей Московский Совет утвердил типовой проект дома так наз. общежития, где каждая квартира, состоящая из двух комнат, кухни и клозета, вы
ходит в коридор, имеющий выход на две лестницы. В этих домах, уменьшив пожарную опасность, мы, безусловно, ухудшили санитарные условия. Центральные коридоры, несомненно, будут местом скопления испорченного воздуха и кухонного чада из всех квартир и вместе с тем излюбленным местом игр всех ребят данного коридора, что, в конечном результате,
явится беспокойством для всех живущих. Освещение кухонь и клозетов вторым светом через фрамуги из жилых комнат, не говоря уже о недостаточности такого
освещения, лишает служебные помещения возможности какого-либо проветривания и, несомненно, повлечет пор
че воздуха в жилых помещениях. Этот тип квартир определенно надо считать антисанитарным и строительство 1928 г. вносит в него уже известные коррективы.
В строительстве 1928 г. отмечается дальнейший прогресс выполнения санитарных требований. Если
в расположении жилых помещений, по сравнению с планами 1927 г., изменений не сделано, то в планировке подсобных помещений замечается определенный сдвиг. Как правило, клозеты запроектированы с непосредственным дневным освещением (и, следовательно, проветриванием), в части домов и передние тоже получат непосредственное освещение. Ванные комнаты запроек
тированы в 50% всех домов, правда, в некоторых случаях со вторым светом из уборных, но это положение лучше, чем обратное, так как пользование ванной не столь постоянно и порча воздуха не столь значительна.
Основной тип строительства 1927 г. можно было бы признать вполне удовлетворительным с точки зре
ния санитарии, если только не высотность минимум в 5 этажей, к тому же без устройства подъемников.
Оставлен на 1928 г. и тип домов по коридорной системе, с внесением в него только одной поправки: в кухню дано непосредственное освещение и, следовательно, возможность проветривания. Все же осталь
ные санитарные недостатки остаются в силе и считать эти квартиры вполне удовлетворительными в санитар
ном отношении никак нельзя. Повышение этажности продолжает иметь место без точного учета изменения стоимости куба здания с увеличением числа этажей,
на основе лишь соображения об отсутствии свободных строительных участков. Но если нет свободных участков, то участков, застроенных малоценными, без
доходными домами, более, чем достаточно, и жизнь властно подсказывает путь сноса таких малых и беспо
рядочно настроенных домиков с заменой их новым строительством.
Санитарно-техническое оборудование домов, по существу, осталось без изменения, начиная с 1925 г. по настоящий день. Все дома имеют водопровод и кана
лизацию общегородского типа, лишь в некоторых домах, в виду расположения их в местах города с пониженным напором воды водопроводной сети, пришлось поставить запасные баки, что, конечно, с санитарной точки зрения совсем не благоприятно.
В 1926 г. был проделан опыт устройства в одном из домов мусоропровода. Опыт можно признать вполне удавшимся, но высокая стоимость такого типа мусоро
провода остановила более широкое применение его. В 1928 г. этот вопрос вновь выдвинут, и в части домов мусоропровод будет поставлен, однако, с иным устройством приемочных отверстий для ссыпки мусора. Отопление всегда проектировалось водяное, вентиляция центральная — лишь вытяжная.
В деталях по отдельным годам наблюдались следующие изменения. В 1925 г., когда строительство шло по преимуществу отдельными домами, котельные отопления проектировались в подвальных этажах домов, и циркуляция воды в трубах отопления основывалась на разнице удельного веса нагретой воды. Нередко в таких случаях помещение котельной требо
вало значительного углубления в землю и особых мер для предохранения ее от просачивания почвенных вод. Все же меры эти не всегда достигали цели, и иногда вода появлялась в таких котельных, где при постройке ее не было и предполагать возможности ее появления в котельной было трудно. Кроме того, наблю
дались случаи проникновения газов при чистке котлов в квартиры вышележащих этажей. С переходом на строительство крупными участками отопление всех зданий, расположенных на участке, стало проектироваться из одной центральной котельной, расположенной в особом здании, с подачей воды в корпуса путем пере
качивания ее насосами. Что же касается вентиляции, то в строительстве 1925 г. она была выполнена с тепло
вым побуждением. Так как при отсутствии особых для нее котлов такая вентиляция может действовать лишь в периоды отопления, то в переходные сезоны (весна и осень) дома обычно остаются без вентиляции и достаточного проветривания, а потому в 1926 г. было решено произвести опыт устройства вентиляции с побуждением электрическими вентиляторами. Опыт ока
зался крайне неудачным: вентиляция в большей части бездействовала, крались моторы, вентиляторы не вклю
чались, в иных случаях, если и включались, то на очень
непродолжительное время. Все это заставило уже в следующем году вернуться к тепловому побуждению.