К ВОПРОСУ снижения стоимости строительства и о РАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИРПИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Директива правительства о снижении стоимости строительства не менее, чем на 15%, в настоящее время является боевой задачей всех строительных организаций.
Выполнение этой задачи должно итти различными путями и не должно носить механического характера, который безусловно приведет к ухудшению качества строительства.
В первую очередь снижение стоимости строительства должно итти за счет лучшей организации работ, расширения механизации, уменьшения накладных и административноуправленческих расходов.
У спешность выполнения данной правительством директивы будет зависеть от того, насколько подготовленными вступят строительные организации в строительный сезон.
Московский Совет в октябре месяце утвердил план снижения стоимости строительства в сезоне 1927/28 г.
По этому плану стоимость жилищного строительства предполагается снизить за счет снижения до установленных правительством пределов взносов на социальное страхование, повышения производительности труда строитель
ных рабочих, сокращения административнохозяйственных расходов и применения новых методов работы; всего по Мосстрою на 6 1/2%
и по Сокольнической Строительной Конторе на 8% [*]
Дальнейшее снижение стоимости строительства должно итти по линии снижения цен на строительные материалы.
Очень многое еще предстоит сделать в области снижения цен на кирпич, удельный вес которого в стоимости жилищного строительства, ведущегося в Москве, в среднем опре
деляется вместе с транспортными расходами около 15%.
Цены на кирпич продолжают оставаться слишком высокими. Московским Советом от
пущены Моссиликату значительные средства на расширение, переоборудование и реконструк
цию кирпичного производства, но влияние
этих затрат на цены кирпича в Моссиликате надо считать недостаточными.
Если мы сравним существующие цены на кирпич московских заводов с ценами кирпичных заводов Германии, то мы увидим, что разница получается ровно на 100%.
Стоимость кирпича в Москве на 1928 г. равна франко-завод — 38 руб. за 1.000 шт., в Берлине — 19 руб., не говоря уже о качестве, которое неизмеримо выше нашего кирпича.
[*] Стоимость строительства Сокстройконторы в сезоне 1926/27 г. была выше, чем по Мосстрою.
Объяснить такую разницу в ценах на кирпич следует, главным образом, умением работать, высокой производительностью труда и более широким применением механизации в производстве.
Мне удалось ознакомиться с одним кирпичным заводом, расположенным в 27 километрах от Берлина, близ станции Штраусберг, с про
изводительностью в 100 миллионов кирпичей в сезон.
На этом заводе имеется 20 печей системы Гофмана, соединенных в 10 блоков, но две печи в каждом блоке. Каждая печь имеет 16 камер, вмещающих в себе по 16 тысяч шт. кирпича каждая.
Работа этих печей установлена так, что в каждой печи постоянно две камеры находятся в нагрузке и две в выгрузке; таким образом, 12 камер с количеством около 200.000 загруженного кирпича всегда находятся в работе.
При полной нагрузке в этом предприятии работает не более 2 тыс. человек, в то время, как на наших заводах при такой производительности было бы занято не менее 5 — 6 тысяч.
Во время нашего посещения завода работали только 4 печи, обслуживаемые 4 мастерами и 400 рабочими.
Формовка кирпича производится исключительно машинным способом.
Производительность одной машины равняется 40 тыс. шт. кирпича в 9-часов. рабочий день; эта машина обслуживается 3 рабочими: один из них работает у загрузочной воронки и двое
у гильзы пресса. Глина и песок, применяемые для производства кирпича, в равной пропорции подвозятся на вагонетках к машине, представляющей одновременно мешалку и пресс. Загрузка машины происходит прямо из вагонеток.
В загрузочной воронке этой машины песок с глиной перемешивается винтом и этим же винтом подается в гильзу пресса, имеющую форму кирпича. При выходе из гильзы спрес
сованную массу глины один рабочий срезает при помощи трех проволок, соединенных вме
сте в виде рамы и, таким образом, получает сразу три кирпича; другой же рабочий укладывает эти кирпичи в вагонетку для отправки
на сушилку. В летние теплые дни кирпич складывается иод навесом для просушки, где в зависимости от погоды находится от 1 до 3 дней. В ненастную погоду кирпич для сушки направляется на обжигательные печи, верх ка
ковых накрыт. От теплоты, получаемой в этом крытом помещении, и сушится кирпич. На наших же заводах теплота обжигательных печей пропадает совершенно.
Разработка карьеров глины производится на ряду с ручным и машинным способом, при помощи баггеров с ковшами.