Рис. 4. Схема децентрализованного большого города по системе сателлитов по проекту д-ра Writennis
Рис. 5. Схема децентрализованного большого города по проекту арх. Радинга
(см. рис. 3). Указанные города, согласно проекта, должны быть обращены в города-сады и снабжены такими же элементами благоустройства, какими обла
дает сама Москва. Это необходимо, по мнению проф. Шестакова, для отвлечения будущего прироста насе
ления от Москвы в эти сателлиты, так как «слишком соблазнительна культурная жизнь Москвы, чтобы к ней не стремиться».
План проф. Шестакова представляет собой непрерывно застроенную территорию радиусом, примерно, в 18—20 километров с огромными, компактными жилыми
и деловыми (или производственными) районами, т.-е.
с далеко разобщенными между собой местами труда и жилья. Но даже современная буржуазная школа городского строительства признает существующие го
рода с населением, примерно, от полумиллиона, настолько разросшимися, что не допускает дальнейшего непосредственного расширения территории их застройки; избы
точное население, по воззрениям этой школы, должно отвлекаться в города-сателлиты. Проф. же Шестаков, вместо разрежения 2-миллионного города, предлагает еще расширить его пределы до вмещения 4-миллионного населения (при чем эта произвольная цифра ничем не мотивирована) и затем уже переходит на систему сателлитов.
Последняя, совершенно правильная сама по себе (так же, как правильно использование под сателлиты су
ществующих поселений Московской губ.), намечена, однако, в проекте слишком схематично. Для отвлече
ния населения в города-спутники мало создать в них городское благоустройство, не уступающее столичному.
Не говоря уже о втором кольце сателлитов, отстоящих от Москвы на расстоянии 60—70 километров, но и
первое ближайшее к ней кольцо не может состоять из
жилых поселков, население которого должно было бы ежедневно отправляться на заработки в Москву. Все эти сателлиты должны иметь на местах свою индустрию, свои источники существования (иначе их и нельзя
было бы назвать «сателлитами», т.-е. автономными в экономическом смысле поселениями).
Городков, которые можно использовать под сателлиты в ближайших окрестностях Москвы, находится очень много между городом и первым намеченным кольцом сателлитов: это многочисленные пригородные железнодорожные станции с интенсивно развивающимися при них дачными и постоянными жилыми поселками. На эти пункты следует обратить сугубое внима
ние, с целью развития здесь первой серии сателлитов. Это—важнейшая очередная задача по созданию «Боль
шой Москвы», которая должна быть выдвинута вместо плана еще большего уплотнения и расширения суще
ствующей территории сплошной застройки города.
Для разрешения этой задачи огромное значение имеет развитие пригородных путей сообщения: железнодорожных, электрифицированных, трамвайных, автобусных и пр. Оба разбираемых проекта недостаточно вни
мания уделяют системе путей сообщения будущей «Большой Москвы». Выводом за пределы города станций и др. сооружений железных дорог дальнего следования (а тем менее устройством в городе централь
ного жел.-дор. вокзала), устройством речного порта и т. п. вопрос не исчерпывается. Современный город строится на узлах железнодорожных и водных путей и планируется на узлах городских путей сообщения, на которых сосредоточиваются изолированные площади застройки. Система городских путей (метрополитена, трамвая, автобусов) должна иметь поэтому вид до
вольно редкой, размашистой сети. Только при такой децентрализованной застройке и планомерном распределении мест труда и жилья, а также при соответственной перепланировке существующей застройки Мо
сквы можно будет достичь истинного оздоровления и благоустройства города и создать «Большую Москву»— образцовую столицу первого в мире социалистического государства.
Л. ВЫГОДСКИЙ.