Расширение Русаковского трамвайного парка. Рытье котлована
Отопление проектируется паровое, от трех горизонтальных котлов системы Шухова, с поверхностью нагрева 150 кв. м. каждый.
Температура в холодных сараях будет поддерживаться +8°С и в теплых + 10°С.
Вентиляция вагонных сараев предположена естественная, через вытяжные шахты в железобетонном перекрытии.
Кузницу, столярную и деревообделочную предполагается вентилировать путем подачи те
плого воздуха калориферами, с отсосом от станков эксгаустером (всасывающий вентилятор).
По всем помещениям будет устроен противопожарный водопровод с установкой кранов, с рукавами и брандспойтами.
Строительные работы по боковой пристройке были начаты в конце зимы пр. года. В течение лета были выведены фундаменты и стены и закончено было железобетонное перекрытие с устройством железобетонных колонн. Таким образом, явилась возможность использовать текущий зимний строительный пе
риод для устройства эстокад, пола и для внутренней отделки, без дополнительных затрат на постройку тепляка. Во время зим
них работ помещение отапливалось железными печами, при чем тем
пература внутри помещения не опускалась ниже нуля.
В настоящее время работы уже заканчиваются.
Устройство фундаментов под стены особых затруднений не пред
ставляло [*] , так как, хотя грунт здесь должен быть отнесен к сла
Расширение Русаковского трамвайного парка. Устройство плоского бетонного перекрытия
бым, но в виду небольшой нагрузки на него от перекрытия стен и фундамента, допущенные напря
жения в 1 кл/кв. см. и в 0,8 кл/кв. см. были достигнуты уширением фундамента.
Что касается фундаментов под железобетонные колонны, работы по устройству которых произво
дились весной и летом, то наличие грунтовых вод сильно усложнило их закладку. Особенно затрудняло бетонирование подушки присутствие обильных ключей, выбиваю
щихся из дна котлованов. Из-за борьбы с грунтовыми водами при
шлось применить подводное бетонирование, с добавлением к це
ментному раствору 5% по объему жидкого стекла, ускоряющего процесс схватывания раствора.
Во избежание деформаций в ка
менной кладке фундамента и стен от неравномерной осадки грунта, в бетонную подушку фундамента были заложены рельсы. Глубина заложения фундамента от головки рельс — 2,6 м.
Иначе обстояло дело с работами по задней пристройке. Напластование грунтов здесь в районе котельной следующее: 0,50 м. расти
тельной земли, около 1 м. глины и затем идет песок средней крупности с небольшим коли
чеством ила и обильным количеством воды. В местах ближе к Русаковской набережной песок переходит в плывун. Допускаемое напря
жение на грунт, в согласии с проф. В. К. Дмоховским, было принято в районе котельной 0,8 кг/кв. см. и в остальных местах 0,5 кг/кв.см; вследствие же более пониженной территории задней пристройки в сравнении с территорией боковой примерно на 2,5 м., а, следовательно, и большего веса фундамента, допущенных
[*] В виду закладки их в конце зимы пр. г. в тепляке, что значительно облегчило борьбу с грунтовыми водами.