напряжений на грунт уже нельзя было добиться уширением фундамента.
Вопрос об основании без принятия искусственных мер мог быть решен только при условии устройства сплошной железобетонной пли
ты под все здание. Но устройству такой плиты препятствовали следующие обстоятельства:
1) огромная стоимость;
2) необходимость откачивать воду со всей территории задней пристройки, что могло ока
заться даже неосуществимым, в виду того, что отметка основания ниже отметки горизонта р. Яузы. Кроме того, в виду водоносных слоев, дорогостоящий водоотлив не мог быть парализован даже глубоким шпунтовым ограждением, вследствие залегания водоносных слоев непосредственно на известняке, наклонный пласт которого проходит на глубине от 12 до 20 м. от поверхности земли;
3) значительный водоотлив безусловно вызвал бы движение грунта под существующим сооружением и этим вызвал бы деформации в фундаментах имеющегося здания, стены которого в настоящее время уже дали трещины.
На основании изложенного и были приняты свайные основания.
При выборе материала для свай было решено строить таковые железобетонными. Де
ревянные, стоящие, конечно, в несколько раз дешевле, во избежание загнивания пришлось бы забить с таким расчетом, чтобы верх их был, по крайней мере, на 0,50 м. ниже самого низ
кого горизонта воды в будущем, что опятьтаки повлекло бы за собой устройство глубоких
котлованов под стены и колонны и, следовательно, удорожило бы стоимость самого фундамента.
Сваи были приняты конической формы, так как при таких сваях помимо сил трения, сильно ослабляемых наличием обильной воды, вызываются еще и силы вытеснения грунта, отсутствующие у цилиндрических.
Анализ грунтовой воды, произведенный Научным Физико-Фармацевтическим Институтом, показал, что в виду значительного содержания солей и присутствия свободной углекислоты, возможно разъедающее действие воды на бе
тон (грунтовая вода была желтоватого цвета, без запаха). Поэтому для парализования вред
ного действия воды было решено применить шлако-портландский цемент и взять пропор
цию бетона 1:2:3. Согласно отзыва проф. Н. К. Лахтина, полезное действие шлакопортландского цемента основано на следующем. Главным фактором крепости бетона является свободная известь, выделяющаяся во время твердения бетона, и разрушение его обусловли
вается выщелачиванием этой извести водой, проникающей в бетон. Если же к портландскому цементу примешать шлак, то часть свободной извести в бетоне связывается силикатами, находящимися в шлаке и, таким образом, устра
няется выщелачивание свободной извести под влиянием раствора солей и кислот, содержа
щихся в воде. Стоимость шлако-портланд-цемента в то же время несколько ниже стоимости портланд-цемента.
Б. ГОЛОВКО.
Общий вид постройки Русаковского трамвайного парка