В настоящей статье я в кратких чертах постараюсь поделиться своими
впечатлениями о новом строительстве Москвы и сделаю некоторые замечания
о достижениях и недочетах, на которые я обратил внимание при осмотре раз
личных крупных построек столицы СССР.
Моя критика коснется следующего : 1) изысканий в области рационализации строительства, 2) жилищ
ного строительства,3) промышленного и общегражданского строительства, 4) общей архитектурной оценки.
1. Вопросы рационализации строительства прорабатываются двумя недавно организованными в Москве институтами. Научно - эксперименталь
ный институт государственных со
оружений исследует имеющиеся в СССР материалы, главным образам торф, кизельгур, пемзу, туф и другие легкие породы камней в отношении возможности их применения в строительстве; одновременно им испытываются разные прессованные мате
риалы, предназначенные для замены дерева (в оконных переплетах) и др.
Во вновь выстроенном опытном поселке «Сокол» на целом ряде неболь
ших домов в одной части помещений производятся самые точные измерения теплопроводности стен разных кон
струкций, в то время как остальная
часть заселена с тем, чтобы получить соответствующие отзывы также и от живущих. В этом же поселке про
изводятся испытания разных систем отопления и разных типов окон. На эти опыты в прошлом году было ас
сигновано 250.000 руб. Ассигнования на текущий год предположены при
мерно в три раза больше. Особенно ценными являются полученные архитектором Вутке результаты в отноше
нии теплоемкости, которые в основном опровергают все существовавшие до сих пор мнения по данному вопросу; полученные в результате исследований данные о промерзании углов, например, доказали, что строители до на
стоящего времени не уделяли этому моменту соответствующего внимания; точно также весьма ценной является проработанная конструкция плоских перекрытий оконных проемов, которые при высоте 50 см делают излишними разгрузочные арки.
Одновременно с этим институтом, подведомственным Высшему Совету Народного Хозяйства, работает еще так называемая «секция типизации

Строительство и архитектура Новой Москвы

строительной комиссии РСФСР. В ней прорабатываются вопросы планировки квартир с целью максимальной их рационализации. Этой организацией установлено, что высота жилых зданий не должна превышать 5—6 этажей. Я полагаю, однако, что дан
ное решение—чисто теоретическое и не учитывает реальных условий, при которых приходится проводить строительство. Между прочим арх. Гинзбургом найдено чрезвычайно инте
ресное решение планировки мелких квартир (площадью в 48 — 50 м^2) путем устройства одного коридора,
обслуживающего два этажа. Правда, этот тип может быть применен только лишь при условии устройства хо
рошей вентиляции. Прямо поразите
лен разработанный этим институтом тип дома с отдельными комнатами
(минимальный размер одной комнаты 9 м^2), в котором расположенная в центре дома лестница, несмотря на центральное ее расположение, осве
щается непосредственным светом и при этом очень экономично и удобно соединяет отдельные комнаты с помещениями общего пользования. Разрабо
танные этим институтом типы зданий будут вначале осуществлены в поряд
ке опытного строительства с тем, чтобы в дальнейшем их применять при массовом строительстве по всему Союзу.
Разработку проектов жилых домов производит и строительный коми
тет при Московском Совете. Им про
рабатываются основные типы для ежегодно возводимых Московским Советом 4—5 тысяч квартир. По сравне
нию с виденными мною в 1926 году, здесь следует отметить достижения. Прежде всего необходимо указать на отказ от типа квартир без сквозного проветривания. Интересны проекты круглых домов как типа общежитий, так и с индивидуальными квартирами. Для этих домов разрабатываются легкие, бетонные конструкции. По
добный опыт мною был осуществлен в 1922 г. Кроме того, здесь так же, как и в Научно-экспериментальном институте, тщательно прорабатыва
ются детали кухонного оборудования, но, поскольку я имел возможность убедиться, они до сих пор еще не осуществляются.
Основной работой рабочего бюро при строительном комитете Моссовета яв
ляются проводимые под руководством инж. Красина опыты по усовершен
ствованию и рационализации конструкции здания. Конструкция стен из крупных бетонных камней, уклады
ваемых механическим способом, помоему, является очень ценным реше
нием. Для этих стен применяются шлако бетонные камни размером при
мерно 50 * 50 * 80 см. Дома строятся фахверновые, при точно определенных прогонах и столбах. Отдельные бетон
ные камни с первого до последнего этажа укладываются посредством кра
нов. Последними также поднимаются подвесные леса, опирающиеся на прогоны последнего этажа.
Эта новая конструкция, по-моему, может послужить началом для решительной рационализации строитель
ства. Подобные практические опыты особенно нужно приветствовать в СССР, поскольку у советских инженеров наблюдается пристрастие к теоретиче
ским исследованиям, выражающееся, между прочим, в увлечении инсти
тутами. Стремление к исследованию всех возможностей становится понят
ным, если учесть, что в распоряжении институтов имеется целая страна со всеми ее недрами и нет собственника, который мог бы запретить произве
сти то или другое исследование естественных богатств.
В СССР отсутствует частная промышленность строительных мате
риалов, выбрасывающая в других
странах массу новых строительных материалов. Ту научную работу в об
ласти строительных материалов, которую в других странах производят отдельные частные предприятия, весьма стесненные в этой работе в ре
зультате жесточайшей конкуренции, в СССР производят государственные институты. Я должен упомя
нуть о работе Института минералогии в Москве, производящего всевозможные испытания над металлами и стек
лом с тем, чтобы дать строителям то, что им нужно.
2. На качество жилищного строительства в Москве отрицательно влияют два момента: высокая себестои
мость строительства, с одной стороны, и острота жилищного кризиса—с другой. Этим можно объяснить непри
тязательный наружный вид возведенных Московским Со
ветом жилых домов. Даже и в последних постройках, как, напри
мер, дом по Ленинградскому шоссе, построенный по проекту архитектора Фуфаева, и квартал у бывшего Ново