отзывы


Фаворитка
его высочества. (Премьера в „Музыкальной комедии ).
Жильбер, пожалуй, самый плодовитый из современных опереточных авторов. Ежегодно он „пачками выпускает „мод
ные оперетки, в которых, однако, музыка не занимает доминирующего положения. По шаблону к какому-нибудь фарсу или, в лучшем случае, легкой комедии приспособляется несколько мелодичных вальсов и музыкальных номеров, преимущественно куплетного характера и — оперетка состряпана.
Из всех Жильберовских опереток шедших в течение последних двух сезонов, лучшая — его Принцесса О-ля-ля“, которая выдержала даже конкуренцию с нашумевшей кальмановской „Марицей .
Новая оперетка Жильбера „Фаворитка его высочества , поставленная для бенефиса И. М. Орловой, состряпана по тому же рецепту, и не блещет особыми музыкальными достоинствами. Автор и на этот раз оказался весьма скуп. Он дал две-три изящных мелодии, перенеся весь центр внимания на фарс — на по
хождения экзотического кипрского принца, который для спасения своей родины охотится за „королевой керосина .
Премьера имела успех благодаря лишь оригинальным режиссерским выдумкам А. Н. Феона, который сумел создать интересный спектакль, а главное — тон
кой игре Орловой, которая еще раз доказала, что она не только опереточная примадонна, но и первоклассная комедийная актриса. Весь второй акт артистка проводит с большим подъемом. Немногие музыкальные но
мера, в частности красивый дуэт с Радошанским „Не гони меня, дружок были исполнены артисткой с изуми
тельной музыкальной четкостью и изяществом. Успеху бенефициантки много содействовало блестящее исполнение маленькой роли портнихи Дюваль Кирой Огаревой.
Приятно отметить успехи Радошанского. Артист играет теперь свободно и легко и держит себя на сцене просто и естественно, не прибегая к трафаретным опереточным приемам.
Из других исполнителей следует отметить артиста Германа, который со своим неподдельным комизмом вносит много оживления в спектакль, и молодого артиста Иванова в эпизодической роли начальника полиции. Хорош Лерский в роли кипрского принца.
АРАКЕЛ ДОВЛЕ.
Василеостровский театр
После многократных ставок на „толстовки , сиречь — псевдо-исторические руко
делия, имя же им — легион, Василеостровский театр сделан шаг в сторону подлинно советской пьесы. Шаг — оправдавшийся и оправдавший ту публику, которая якобы не принимает ничего другого.
„Шторм Билля-Белоцерковского стоит того. Это драма, увлекающая своим материалом, яркими и рез
кими кусками жизни из эпохи гражданской войны, скомпанованными по типу близкому к „Джону Риду . О самой пьесе, впрочем, уже писалось, в связи с ее московской постановкой, и снова доказывать ее бес
спорную идеологическую ценность, — значит ломиться в открытые двери. Но, очевидно, учитывая эту способ
ность „Шторма , который говорит сам за себя, театр очень примитивно разработал постановку.
Это замечание относится, главным образом, к режиссуре. Действующие лица не только много заседают, но и слишком много вообще сидят, вместо того, чтобы двигаться по сцене. Некоторые мизансцены, особенно в эпизодах у председателя укома, однообразно повто
ряются. Следует отметить и то, что успех спектакля создается не трагически-героическим подъемом, как это следует из характера пьесы, а комическими мо
ментами, почти растворившими в себе всю жизнь тифа, разрухи и предательства.
Из актеров наиболее отчетливые фигуры дали— Самарин-Эльский, председатель укома, главная положительная роль, ведущая пьесу, и ряд эпизодических
лиц, — банный комиссар (Назаров), армянин редактор местной газеты (Кузнецов), беременная крестьянка (Миронова). Интересны и обе роли Неволина — лектор, заикающийся интеллигент, и больной, переутомившийся партиец Раевич. Сочен и убедителен хромой матрос делопроизводитель, веселый братишка (Свирский).
Д. ТОЛМАЧЕВ.


Экран за 7 дней


Чортово колесо
(произв. „Ленинградкино ).
Подкупает в этой фильме ее новизна и свежесть. Она во всем В оригинальной еще никем не использованной об
становке, в плане подачи самого зрелища и приемах работы, наконец в людях, создавших картину. Новые частицы, взятые вместе, останавливают внимание ва целом и заставляют о нем говорить. Положенная в основу фильмы сюжетная канва в другой обработке может быть и не вышла бы из рамок заурядного. Сценарий Пиотровского распадается на два основных мо
мента. Главный узел событий запутывается вокруг дезертировавшего с „Авроры моряка. Положение таково — мимолетная встреча, влияние обстановки, оста
вление крейсера. И дальше — осознание преступления,
протест против чуждой атмосферы, борьба чувства с с знанием и возвращение на судно. С этой частью замысла можно согласиться почти во всем. Классовое чутье здесь есть и принимается без оговорок. Надуманностей и фальши не ощущается. Хуже с парал
лельно развертываемым действием — пребыванием Авроры за границей и всеми отсюда вытекающими эпизодами. Нет уже оригинальности и остроты. Пахнет штампом. Если можно кое как примириться с мо
ментами, предшествующими суду, то нельзя этого сделать с мотивировкой его провала. Не чувствуется
также действительной солидарности между советскими моряками и пролетариями западного государства.
Налицо или нарочитая схематичность, или слишком внешний подход. Таков сценарий. Овеществлен он
Л. Траубергом и Г. Козинцевым специфично и ново. Мимо того, что они показывают, в жизни можно пройти, не заметив. Запечатленное на экране, оно показывает
свое действительное лицо уже совсем иным. Трудно из общей массы ярко горя него выбрать наиболее красочное. Каждое хорошо в себе. Притягивает первая часть — Народный дом с „тысячами развлечений . Су
масшедший бег вагонетки и дикий круг чортова колеса, толпа и фейерверк - слито в один блестящий калейдоскоп впечатлений. Такого у нас — мы еще не ви
дели. Если обязательно находить сравнение — то есть некоторая родственность с работой Сесиль до Милля (Луна-Парк в фильме „Субботней ночью ). Дальше — окраины Ленинграда - полуразрушенные дома, „хазы подонков города, шпаны. Быт ее, показанный сквозь
призму ФЕКС‘а. „Студия пластических искусств или самоуправление через управдома, по которому „милиция плачет — острые, незабывающиеся картины. На
конец финал — облава милиции, обстрел хазы, гибель ее обитателей, решающийся дом — яркость иллюстративного материала к литературному, известному „Концу хазы В. Кавериа. Можно, конечно, найти и недостат
ки — шпана и люди из хазы редко отрицательны лишь под конец. До него недостаточно полно хаpактеризуется отрицательность типов. Теперь о людях, срабо
тавших ленту — „Фабрике эксцентрического Актера . О молодежи, которая впервые появляется в кино. Они все по своему характерны и цельны. Выделяешь С. Герасимова („человек — вопрос ) и П. Соболевского (ма
трос Шорин) потому, что их роли дали большой про
стор и возможности для выявления их оригинального мастерства. Не так уж может быть „фотогенична Л. Семенова (Вали), по типична и характерна для „девочки, еще не шпаны, но близкой к ней . Тща
тельно и любовно подобраны типажи — шпана, уроды, калеки, карлики и пр., подчас просто отталкивающие в своем откровенном обнажении. Таково „Чортово колесо — эта новая, хорошая советская фильма.
ВЛ. НЕДОБРОВО