спеціально выписанный изъ Петербурга или изъ Польши; наконецъ, при
нимая во вниманіе общее состояніе вкусовъ и архитектурныхъ знаній у на
шего высшаго общества того времени, можно допустить, что проектъ общаго распредѣленія зданій (и даже ихъ обработки) далъ самъ основатель усадьбы, отличавшійся любовью къ искус
ству, а лишь отдѣлку залъ онъ поручилъ выписанному мастеру.
***
Разсмотримъ по порядку всѣ архитектурныя сооруженія Очкина.
Отъ пароходной пристани, мимо церкви, ве
детъ дорога къ въѣзднымъ воротамъ. Ихъ стиль— слегка барочный: средній фронтонъ и поставленныя наверху маленькія чугун
ныя изображенія львовъ еще болѣе увеличиваютъ
курьезность ихъ формъ. Створки воротъ и двухъ калитокъ — позднѣйшія.
Далѣе, тѣнистымъ паркомъ дорога приводитъ васъ прямо къ широкой, почти квадратной площадкѣ-партеру передъ домомъ.
Домъ со стороны партера украшенъ высокимъ и сравнительно узкимъ (типично для стиля Людо
вика XVI) портикомъ колоннъ тосканскаго ордена. Портикъ покрытъ приплюснутымъ фронтономъ. По бокамъ — гладкія стѣны, прорѣзанныя окнами; надъ домомъ возвышается „четверикъ“, во всѣхъ сторо
нахъ котораго — полукруглыя окна (венеціанскія, ибо такія окна часты въ виллахъ дожей, въ окрестностяхъ Венеціи и Виченцы). Кубъ этотъ покрываетъ плоскій характерный куполъ, окрашенный въ блѣдный зеленый цвѣтъ. Фасадъ со стороны парка лучше: колоннада здѣсь не „забрана“ рамами балкона.
Со стороны боковыхъ фасадовъ въ верхнемъ этажѣ дома тоже полукруглыя окна и прелестно связанный съ ними въ одну общую композицію плоскій портикъ изъ четырехъ пилястровъ перваго этажа. Удлиненная пропорція оконъ и особенно профиль вѣнчающаго зданіе карниза изо
бличаютъ наличіе стиля Людовика XVI.
Такова простая, но благородная и милая внѣшность дома.
По бокамъ, на нѣкоторомъ разстояніи отъ дома, два флигеля. Ихъ одноэтажные фасады украшены прелестными низенькими портиками-кры
лечками изъ четырехъ,
попарно поставленныхъ, колоннокъ, нѣсколько грубовато выполненныхъ.
Павильонъ передъ домомъ, на краю обрыва, едва ли не наиболѣе кра
Оранжереи. (Вызрѣваютъ прекрасно персики и абрикосы).
Фот. Г. К. Лукомскаго.
К. Брюлловъ. (Автопортретъ?). Собств. фот. „Ст. и Ус.“.
сивое сооруженіе въ Очкинѣ. Въ средней части его съ одной стороны— прямая колоннада, съ дру
гой — полукруглый, тоже уставленный колоннами выступъ, а по бокамъ двѣ арки. Павильонъ отда
ленно напоминаетъ Россіевскую бесѣдку у Ела
гина дворца или въ саду Михайловскаго дворца. Формы его просты, но удивительно гармоничны, и бѣлыя колонны одинаково восхитительны: и
когда онѣ выдѣляются на
фонѣ зеленаго луга (если смотрѣть на бесѣдку отъ дома), и когда сквозь нихъ проглядываетъ чаща парка (если разсматривать павильонъ отъ рѣки).
Приходится еще разъ повторить — какъ умѣли въ старину помощью столь простыхъ средствъ и не
значительныхъ затратъ создавать чарующей прелести декоративные эффекты! Какъ умѣли укра
шать парки, поставивъ на удачно избранномъ мѣстѣ подчасъ самыхъ простыхъ формъ бесѣдку!..
По краямъ усадьбы - двѣ башни. Обѣ, къ сожалѣнію, изрядно обветшали. Однако, фантастическіе шпили, украшающіе эти сооруженія, придаютъ необ
ходимую для всего облика усадьбы живописность, столь удачно, хотя и панегирично, и даже совсѣмъ неправдоподобно во многихъ деталяхъ, запечатлѣнную А. Кунавинымъ на его извѣстной гравюрѣ, изобра
жающей видъ Очкина. Кстати, на этомъ рисункѣ вода рѣки подходитъ вплотную къ „пристани“ (тогда расположеніе здѣсь павильона становится еще болѣе понятнымъ, но съ другой стороны не яснымъ становится — куда же исчезли всѣ, изображенныя Кунави
нымъ грандіозныя и чудесныя сооруженія: широкая, двухъ-маршная лѣстница, которая вела къ водѣ, кам
немъ выложенныя стѣны, обелиски, покоящіеся на шарахъ и поставленные на этихъ стѣнахъ). Неужели все это, изображенное на акварели, существовало, но было уничтожено. Зачѣмъ и когда?
Вблизи дома — поварская; прелестный, скомпанованный удачно домикъ съ антресолями. Два фасада его украшены поды
мающейся на полтора этажа колоннадою.
Корпусъ службъ — длинный одноэтажный флигель, съ чередованіемъ крылечекъ изъ парныхъ колоннъ и гладкихъ стѣнъ.
Очень интересны оранжереи — положительно стильное сооруженіе, рѣдкое и, пожалуй, даже луч
шее въ этомъ родѣ (если не считать оранжерей въ усадьбѣ Мамонтова подъ Москвой, оранжерей въ с. Графскомъ у гр. Гендрикова и въ с. Должикѣ у кн. Голицына). Это длин