своего, бывшаго ужасомЪ всея Европы; ибо когда уже онЪ со всею побѣдоносною арміею своею былЪ побѣжденъ, шо по крайней мѣрѣ гораздо бы для нихЪ сла
внѣе было быть побѣжденными оптѣ такого Государя, которой бы превосхо
дилъ ихЪ вЪ мужествѣ и благоразуміи, нежели отЪ таковаго, какого онъ описалъ [(*)].
Но надобно войти намЪ вЪ тогдашнее состояніе Г. Страленберга, удобенъ ли онЪ былЪ судить безпристрастно и справедливо, находяся вЪ числѣ плѣн
ныхъ и засланныхъ вЪ Сибирь, о вино
вникѣ нещастія отечества своего и его собственномъ. А кЪ сему прибавьте еще и древнее ихЪ кЪ Россіи недоброжела
тельство, вЪ которой сіи сосѣди наши никогда не хотѣли видѣть такого Госу
даря, которой бы могЪ ввести вЪ нее воинское Искусство и Науки, и, какЪ бы предчувствуя отЪ просвѣщенія РоссовЪ
бѣдствіе свое, всячески препятствовать
оному старались. Ибо Исторія намЪ представляетъ, что еще ГуставЪ - Ваза, толико впрочемъ великій ихЪ Король, сЪ крайнимъ негодованіемъ вЪ письмѣ сво
емЬ
Древнее кЪ Россіи недоброжелательство
окрестныхъ Госу
дарствъ.
[(*)] „Стоять долгое время противъ сильнаго Россійскаго народа , стоять противъ ПЕТРА Великаго, противъ Мужа, посланнаго отЪ Бога на удивленіе вселенныя, н наконецъ быть отЪ него побѣжденнымъ , есть славнѣе, нежели побѣдить слабые полки подЪ худьшЪ
предводительствомъ.,, Г. Ломоносовъ вЪ томЪ же СловҌ.